Эта авария стала самой последней на атомном подводном флоте СССР — она имела место сразу после ГКЧП, ровно 20 лет назад. Почти все годы, минувшие после аварии, о ней практически молчали. Даже во всемогущем интернете нет особых подробностей. "Правда.Ру" попыталась восстановить картину событий с помощью члена Верховного Совета РСФСР, которому Руслан Хасбулатов поручил расследование аварии.
"27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на "ТК-17" "Архангельск" в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт…" — лишь эта фраза выскакивает во всех поисковиках, когда пытаешься найти более подробную информацию о той аварии.
"ТК-17" — пятая по счету из шести выпущенных в Советском Союзе тяжелых атомных подводных лодок проекта 941 "Тайфун" (этот проект называют также "Акула"). Это самые большие подлодки в мире. Автору этих строк несколько лет назад довелось услышать про ту аварию из первых уст. Контр-адмирал Виталий Федорин, находившийся в момент аварии на обеспечивающем судне, рассказывал:
"По сути, я видел все, что происходило, со стороны. Во время предстартовой подготовки в шахте подлодки произошел взрыв баллистической ракеты. Крышка шахты улетела в неизвестном направлении, загорелось резиновое покрытие легкого корпуса лодки. Командир "Акулы" капитан 1-го ранга Гришко действовал профессионально. Он оперативно притопил гигантский корабль на перископную глубину, сбил пламя и смыл с корпуса остатки твердого ракетного топлива, которое может гореть и в воде. К счастью, никто из моряков не пострадал.
Читайте также: Атомный долгострой вышел в море
В дальнейшем шахта была заварена и не эксплуатировалась, однако атомоход еще долгое время оставался в боевом строю. Это была единственная авария с ракетным оружием на кораблях такого проекта. Она не повлекла за собой ни разрушения прочного и легкого корпуса, ни человеческих жертв. Подводники отдали должное проектировщикам — корабелам северодвинского Севмаша за тот запас прочности, который они заложили в корабль".
Очень уж сильных экологических, экономических или каких-то других последствий та авария не имела, все обошлось. По мнению члена Верховного совета РСФСР Альберта Буторина, ныне приживающего в Северодвинске Архангельской области, реальную катастрофу помогла предотвратить самоотверженность командира атомной подлодки:
"В 1990-93 годах в сфере моей ответственности, как члена Верховного Совета России, была вся Архангельская область. 1 октября 1991 года меня вызвал председатель Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов: "Мне доложили, что в Белом море чудом не взорвалась подводная лодка с ядерным оружием на борту. Сейчас эта лодка стоит у причала в Северодвинске, туда прибыл заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал В. А. Порошин. Вам необходимо вместе с ним разобраться в ситуации и срочно доложить мне. Пожалуйста, отправляйтесь туда немедленно!
Тяжелый атомный подводный крейсер "ТК-17" построен в Северодвинске на Севмаше и передан ВМФ 15 декабря 1987 года. Основным его вооружением были 20 межконтинентальныхбаллистическихтвердотопливныхракет.ВСеверодвинскевокругповрежденногоатомоходабыла такая секретность, что на его борт не пустили даже тогдашнего мэра города В. И. Лыскова. Вместе с Порошиным мы прошли все отсеки "ТК-17", беседовали с членами экипажа и его врачом Н. Н. Пугачевым, осмотрели повреждения верхней палубы, покрытой пристывшими "лепешками" расплавившейся ракеты.
Читайте также: Путч добрался и до подводного флота
Командир "ТК-17" капитан первого ранга И. Е. Гришков в те дни был совершенно измотан. Он доложил, что 27 сентября 1991 года на полигоне в Белом море, при запуске учебной ракеты она взорвалась в шахте, крышка которой улетела далеко в море. Лодка всплыла, и, увидев огненный шар над палубой, Гришков срочным погружением сбил пламя массой морской воды, после чего снова всплыли. Этим маневром он спас подводный атомоход с ядерным оружием от взрыва с адскими последствиями.
Тогда я предлагал выдвинуть Гришкова на звание Героя Советского Союза, но руководство страны и ВМФ предпочло замолчать это ЧП, дабы обеспечить секретность вокруг ужасных последствий возможной катастрофы. Вернувшись в Москву, я доложил обо всем Хасбулатову и уговорил его не поднимать дискуссии об этом ЧП на сессии Верховного Совета, ибо это могло бы привести к масштабному скандалу, к вспышке радиофобии, к ускорению захвата Ельциным силовых ведомств СССР, к провозглашению Русского Севера "безъядерной зоной", к закрытию атомного полигона на Новой Земле и основных предприятий в Северодвинске, к отстранению со своих постов ряда высших офицеров ВМФ, руководителей Минсудпрома и Минатома СССР.
Ограничились обещанием главкома ВМФ В. Н. Чернавина, что впредь никаких пусков баллистических ракет из акватории Белого моря не будет проводиться. Ну, а спасший подлодку от гибели, а все Белое море от экологической катастрофы командир "ТК-17" И. Е. Гришков так и не получил звание Героя — по совокупности государственных интересов и политических соображений. Хотя и совершил настоящий подвиг…".
Читайте также: "Курск": за 11 лет разгадка так и не всплыла
Собственно, это не последняя авария со взрывом ракеты, которую как бы видел атомный подводный крейсер "Архангельск". В феврале 2004 года по программе крупномасштабных учений подводная лодка Северного флота "Новомосковск" ("К-407") должна была запустить межконтинентальную баллистическую ракету. Пуск окончился неудачей. Ракета разрушилась, взорвалась уже после выхода из ракетной шахты. При чем тут "Архангельск" ("ТК-17")? А вот при чем.
Недалеко от "Новомосковска" на борту атомной лодки "Архангельск" находился тогдашний президент России Владимир Путин — он наблюдал за учениями. И самолично видел, как ракета погибла. Флотским не удалось тогда "козырнуть" перед верховным главкомом лихим ракетным залпом… Ну, а мировую прессу обошла знаменитая фотография, сделанная на борту "Архангельска": Владимир Путин в черной подводницкой пилотке.
А всего через несколько недель, 29 апреля 2004 года, в связи с отсутствием боекомплекта подводный крейсер ТК-17 "Архангельск" был выведен в резерв. В настоящее время корабль находится в ожидании решения на утилизацию или на модернизацию по проекту 941У. Стоит он, ржавея и приходя в негодность, в военном порту Северодвинска. Но это уже совсем другая история…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"