Бразильянку обнаружили в старообрядческой общине, проживающей в тайге

Староверы промывают мозги и насилуют?

Русские староверы компактно проживают в Латинской Америке, сохраняя строгий религиозный уклад и культурную самобытность. Однако история молодой бразильской староверки, обнаруженной в глухой тайге, подана в Бразилии как трагедия: мол, у русских старообрядцев ей промывали мозги и она подвергалась сексуальному насилию.

Связь с Устиной Чернышевой (Ustina Chernishoff) прервалась шесть месяцев назад. Тревогу подняла мать 23-летней девушки. Она обратилась в местную полицию, и скоро гражданка Бразилии через российское отделение Интерпола была найдена в глухом поселении староверов в тайге в Красноярском крае. Девушка прожила в общине около четырех лет и была недовольна депортацией. Однако, поскольку ее виза была давно просрочена, ей пришлось вернуться на родину.

Поселение старообрядцев численностью около 500 человек, где живет семья Устины, расположено в штате Мату Гроссу в 40 километрах от города Примавера ду Лешти недалеко от границы с Боливией. Место достаточно глухое. Жители, которые относят себя к Спасову согласию, имеют бразильские паспорта, однако не считают Бразилию своей родиной. Они очень религиозны, сохраняют культурную самобытность, говорят на варианте русского языка, характерном для XIX века, и плохо изъясняются по-португальски. Занимаются натуральным хозяйством. Они покупают в основном только технику, ткани, обувь, а также кофе и чай. В брак с бразильцами не вступают, детей воспитывают крайне строго. Телевизоры и радио в домах отсутствуют.

Читайте также: Бразильские индейцы вышли на тропу войны

В такой обстановке выросла и Устина. Ее отец Яков давно переселился в Канаду и оформил всем детям двойное гражданство. В 2007 году он сначала вывез двух дочерей и сына в Канаду, а затем решил навестить родственников в старообрядческом поселении Красное, расположенном в Туруханском районе Красноярского края.

Однако малолетний Константин скоро заболел, и отец вернулся с ним в Канаду, а Устина и Татьяна остались в России. Последняя тоже скоро уехала на родину. Устине же понравилась жизнь в тайге, и она осталась. Мать и сестра постоянно навещали ее, с интервалом в полгода, в последний раз — в прошлом году. Обе убеждали ее вернуться, но та не соглашалась. С этого момента оценка событий в бразильских и российских СМИ резко отличается.

Согласно заявлению матери — Веры Рыжковой (Vera Rijkoff), Устина в течение последних шести месяцев не выходила на связь, поэтому женщина и обратилась в полицию с целью ее розыска. Она заявила, что старообрядцы сильно запугали Устину, что она "жила в полной изоляции и работала только за пропитание". Сестра Татьяна дополняла слова матери, говоря, что старообрядцы "промывали Устине мозги". "Они говорили ей, что она должна только работать, все остальное — это грех", цитирует Татьяну новостной портал холдинга Globo (G1).

Читайте также: Славянка на бразильском "троне"

По словам Веры, ей якобы разрешали встречаться с дочерью только в присутствии кого-либо из общины. Мать также заявила полиции, что боится того, что ее дочь подвергалась сексуальному насилию. Учитывая чрезвычайно строгие религиозные обычаи старообрядцев, где бы они ни проживали, и прекрасное самочувствие самой девушки, поверить в это чрезвычайно трудно. Возникает также вопрос, почему Вера забила тревогу только сейчас, а не в декабре 2010 года, когда в последний раз виделась с дочерью? Хотя уже тогда, по ее свидетельству, она была удивлена ее "странным" поведением и отсутствием у нее документов.

Скорее всего, обвинения были выдуманы, чтобы получить ордер на розыск дочери в Интерполе. Хотя искать ее не пришлось, местоположение дочери было прекрасно известно. Просто мать очень хотела вернуть Устину, а поскольку та не желала возвращаться, то Вера пошла на заведомую ложь.

Во всяком случае, российские СМИ дают совершенно противоположную оценку ситуации.

"Сама девушка выезжать из России не хотела. Ей очень нравилось жить у староверов в тайге. Она занималась там хозяйством, переписывала священные книги кержаков", — сообщил представитель пресс-службы ГУ МВД России по Красноярскому краю Владимир Юрченко, которого цитирует Голос России. Также, по его словам, не возникло никаких конфликтов в ходе общения с представителями старообрядческой общины.

Читайте также: Церковь -не магазин, а община

Узнав, что его дочь возвращается в Бразилию, Яков дважды звонил домой. "Ему не понравилось, что она вернулась, и он стал угрожать. Он очень разозлился", — сказала Вера. Бразильская полиция ждет копии протоколов допроса Веры Рыжковой в России, чтобы сравнить ее показания. Скорее всего, они будут значительно отличаться.

В Латинской Америке старообрядцы из России появились после революции 1917 года и последовавшей затем Гражданской войны. Затем в 1949 году, после прихода к власти Мао Цзэдуна, их количество здесь сильно увеличилось. Из Маньчжурии через Гонконг они направлялись в Бразилию и дальше в Уругвай и Боливию.

Хотя история закончилась для девушки не так, как она хотела, бразильянка вполне может вернуться в Россию на легальных основаниях, и, более того, ей помогут здесь обосноваться. В России реализуется программа содействия добровольному переселению соотечественников. В рамках этой программы в 2007 году в Приморье прибыли пятнадцать семей староверов из Боливии. Они заявляют, что в России жить гораздо сложнее, но ничуть не жалеют о возвращении на родину.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить