Атомный подводный крейсер "Северодвинск" вышел в море на ходовые испытания

Атомный долгострой вышел в море

Этого события российский флот ждал долгих 18 лет. Атомный подводный крейсер нового поколения "Северодвинск", названный так в честь города, где его построили, впервые вышел в море на ходовые испытания. Корабль благословил сам президент — 15 июня 2010 года на выводе атомохода из цеха северодвинского "Севмашпредприятия" присутствовал Дмитрий Медведев.

Судьба этого корабля по меньшей мере любопытна. Спроектированный в морском бюро машиностроения "Малахит" в Санкт-Петербурге боевой атомоход в прессе уже давно назвали рекордным "долгостроем". Еще 10 декабря 1993 года этот корабль, головной (то есть первый) в серии атомных многоцелевых подлодок так называемого четвертого поколения проекта 885 "Ясень", был включен в списки кораблей российского ВМФ под наименованием "Северодвинск", а 21 декабря того же года на "Севмаше" в Северодвинске состоялась его закладка под заводским номером 160.

Лодка получила военно-тактическую литеру К-329, а в НАТО ей было присвоено кодовое наименование "Granay". А дальше начались "непонятки".Сначала предполагалось, произвести спуск "Северодвинска" в 1996 и принять его в строй в 1998 году. В дальнейшем этот срок был передвинут на 2000 и даже на 2005 год. Вместо этого, в условиях отсутствия финансирования в 1996 году его постройка была вообще заморожена.

Длительное простаивание задела подводной лодки "Северодвинск", существовавшей тогда лишь в виде разрозненных корпусных конструкций и отдельных контрагентских поставок оборудования, привело к тому, что к началу 2000-х годов проект начал морально устаревать. Когда в стране все-таки начали находиться деньги на достройку корабля, потребовалась существенная корректировка технического проекта. Не готова оказалась новая паротурбинная установка нового поколения и многое другое.

Читайте также: Субмарины затапливают специально

Но, к счастью, корабелам и конструкторам удалось "вывернуться" из сложной ситуации. Уже в 2005 году на лодке полностью были завершены корпусные работы, а первого декабря того же года сформированы оба экипажа, которые с 2006 по 2007 годы прошли обучение в 270-м учебном центре ВМФ в Сосновом Бору.

В госзаказе на 2008 год на постройку "Северодвинска" была отведена сумма порядка четырех миллиардов. Все вместе это позволило ожидать, что спуск на воду первого "Ясеня" должен был состояться в 2008 году, однако не тут то было. Этот срок впоследствии неоднократно переносился по причине сложностей, вызванных большим количеством новых конструкционных решений и проблем технологического характера.

В конечном итоге, после того, как церемония вывода лодки из строительного цеха была официально назначена на 21 декабря 2009 года, вдруг выяснилось, что передаточный док "Сухона", в который должен был производиться вывод, нуждался в срочном ремонте. Таким образом, событие было перенесено на 7 мая 2010 года. Но даже эта дата позднее подверглась корректировке. Из-за пожара на лодке ее спуск на воду был окончательно назначен на июнь 2010 года.

Собственно, именно на этом мероприятии и побывал президент России Дмитрий Медведев. Автору этих строк повезло: удалось лично присутствовать на этом масштабном мероприятии. "Это первая многоцелевая подлодка четвертого поколения и очень символично, что она носит имя вашего прекрасного города", — обратился тогда к северодвинцам президент. И вот, наконец-то, АПЛ "Северодвинск" вышла в Белое море.

По словам генерального конструктора морского бюро машиностроения "Малахит" Владимира Пялова, подводный крейсер уже готов на 98,9 процентов. По корабельным меркам, это очень высокий процент готовности.

Читайте также: Путч добрался и до подводного флота

Как сообщила "Правде.Ру" ведущий специалист пресс-службы "Севмаша" Елена Маковецкая, ходовые испытания проводит сдаточная команда под руководством Валерия Добровольского. Корабль вышел в море под командованием капитана 1 ранга Сергея Митяева. По планам, в этом выходе в море корабль пройдет традиционный комплекс испытаний систем и механизмов, каких-то особенных мероприятий не ожидается.

Лодка должна провести в Белом море около двух месяцев — столько штатного времени длится первый этап ходовых испытаний. "Северодвинск" несет мощный комплекс вооружения, включая сверхзвуковые крылатые ракеты "Оникс". Интересно, что с декабря 2009 года над АПЛ "Северодвинск" шефствует сам город Северодвинск. И экипаж атомарины впервые вышел в море как бы благословленный горожанами. Тут, честно говоря, не стоит бояться высоких слов.

Автору этих строк уже почти два года приходится лично наблюдать за отношениями экипажа подлодки и горожанами. Поверьте, они по-настоящему честные и искренние. С мэрией города корабелов за последние два года у экипажа сложились отношения доброго сотрудничества.

Читайте также: "Курск": за 11 лет разгадка так и не всплыла

Военные моряки "Северодвинска" принимают активное участие в городских мероприятиях, мэрия наладила взаимодействие с их семьями, решен ряд вопросов социального характера, в том числе по устройству детей в дошкольные учреждения. Оказана помощь и в обустройстве казармы экипажа, где установлена необходимая мебель и бытовая техника. А накануне выхода в море "Северодвинск" получил от шефов специальный мощный пылесос для уборки отсеков корабля.

Как сообщил "Правде.Ру" мэр Северодвинска Михаил Гмырин, за время шефства над кораблем администрация города делает все возможное, чтобы улучшить бытовые условия моряков и членов их семей и обеспечить им культурный досуг. Предполагается, что в будущем часть экипажа будет формироваться из числа уроженцев Северодвинска. С этим согласно командование 11-й дивизии подлодок Северного флота, которая базируется в Заозерске Мурманской области и к которой, собственно, и приписана АПЛ "Северодвинск".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить