Законопроект о лишении пьяных водителей прав далек от реальности

"Друзья" Циолковского против пьяных водителей

Инициативы некоторых общественных активистов достойны какой-нибудь книги рекордов. Всероссийская организация "Антиалкогольный фронт" собирается предложить на рассмотрение слугам народа законопроект, который народ не порадует. Депутатам Госдумы предложат навсегда лишать прав водителей, пойманных за вождение в нетрезвом виде. Мера настолько же разумная, насколько и бесполезная.

Желание привлечь к себе внимание заставляет выступать с непродуманными инициативами и бредовыми проектами. По сообщениям СМИ, общественная организация собирается внести соответствующий проект закона в нижнюю палату российского парламента уже на сентябрьскую сессию Думы. В настоящее время нетрезвого водителя в РФ лишают прав на срок от полутора до двух лет. В документе "Антиалкогольного фронта" говорится, что, по статистике, Россия находится на третьем месте в мире по числу ДТП после Украины и Египта. Ежегодно автоинспекторы задерживают около миллиона пьяных водителей. По их вине только в прошлом году произошло около 12 тысяч аварий, в которых погибли почти две тысячи человек. Лишать водительских прав предлагается не сходу, а только после третьего задержания за вождение автомобиля в нетрезвом виде.

Инициаторы проекта решили в этом вопросе пойти даже дальше президентского желания увеличить ответственность за нахождение в нетрезвом виде за рулем. Если бы и на другие предложения главы государства чиновники откликались бы с такой оперативностью и единодушием. Причина абсолютна ясна: ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде — это открытая дверь для произвола автоинспекторов.

Читайте также: Водителей хотят сделать бесправными

Однако по опыту хорошо известно, что проблемы решаются не одним лишь ужесточением наказания, а исключительно в комплексе. Из трюизма "пьяный за рулем — преступник", еще не следует с непреложной необходимостью, что любые драконовские законы воспрепятствуют ему сесть за руль. Достаточно посмотреть на рубрику "Происшествия" с участием пьяных водителей, и мы увидим, что за руль садятся не только пьяными, но и без водительских прав. Если есть машина и ключи для нее — какая мифическая сила может воспрепятствовать завести ее мотор?

Авторы законодательной инициативы из "Антиалкогольного фронта" приводят примеры законодательства "развитых" стран. В частности, водительских прав за вождение в нетрезвом виде лишают пожизненно во Франции и Швейцарии. В Испании, помимо штрафа, лишения водительских прав и тюремного заключения, водители-пьяницы подвергаются психиатрическому обследованию.

За вождение в нетрезвом виде в Дании параграф закона предусматривает штраф на сумму 450 евро или лишение свободы на срок от 14 дней до 10 лет в зависимости от степени опьянения. В Японии водителей наказывают не только штрафами или лишением прав до 6 месяцев, но и лишением свободы на срок до 2 лет с привлечением к тяжелым работам. Пожалуй, в Китае и Японии предусмотрены самые суровые меры против нарушителей. В Стране восходящего солнца практически за любое нарушение ПДД предусмотрено лишение водительских прав, и здесь легко можно оказаться на нарах. Кое-кто может воскликнет: "Вот бы нам такое!"

В некоторых штатах США размер штрафа колеблется от 250 до тысячи долларов, но могут лишить прав от трех месяцев до полугода, или посадить на срок от суток до года. Замеченный в повторном нарушении на протяжении следующих десяти лет может отделаться штрафом до пяти тысяч долларов либо попасть в тюрьму на 48 часов или загреметь на пять лет.

Когда российские чиновники ссылаются на так называемый зарубежный опыт, они забывают при этом об одном очень важном моменте. Как правило, в перечисленных выше и еще ряде других стран законодательство направлено, в первую очередь, на повышение дисциплины и безопасности дорожного движения. Государственное законодательство этих стран старается учитывать и менталитет местного населения. Отсюда и определенная гибкость в принятии того или иного решения. Несколько лет назад в Финляндии за нарушение правил дорожного движения водителя оштрафовали аж на 170 тысяч евро.

Читайте также: Водительские права продаются без обязанностей

Некоторыми россиянами, прочитавшими об этом в прессе, такое наказание было воспринято не иначе, как курьез. Однако все оказывается гораздо прозаичнее и честнее. У нашего северного соседа степень нарушения ПДД оценивается по 120-балльной шкале. Значение балла умножается на сумму ежедневного дохода. В том случае нарушителем оказался миллионер, чей ежемесячный доход превышал 50 тысяч евро.

Есть еще и такой нюанс, как содержание алкоголя в крови. Наказание варьируется в зависимости от превышения нормы, которая измеряется в промилле, а также от тяжести произошедшего по вине водителя ДТП. Понятное дело, что в случае смерти пострадавшего наказание ужесточается. В течение срока своего заключения он не сможет сесть за руль, но выйдя на свободу его такой возможности уже не лишат. Отсидевший срок считается искупившим свою вину.

Предупредить потенциальное преступление на уровне получения водительских прав также невозможно. Автор этих строк был свидетелем случаев, когда шофер в невменяемом состоянии при поддержке приятелей, потому что едва волочил ногами, садился за руль и там, словно птица-феникс преображался. Каждый, наверное, вспомнит похожий эпизод. Конечно, и профессиональные навыки можно пропить. Это дело времени. Однако в данный момент не существует точной и верной методики выявления вероятных пьяниц с тем, чтобы вообще отказывать им в получении водительского удостоверения.

Читайте также: Антон Чуйкин: Вежливым быть неудобно

На вооружение следует брать не принцип ужесточения наказания, а его неотвратимости. Лучше пусть хорошо действует "мягкий" закон, чем не функционирует "жесткий". Что касается равноправия перед законом, то не помешало бы снова взглянуть на Финляндию с ее дифференциацией богатых и бедных. Сюда же можно отнести и людей в машинах с мигалками. В случае нарушения их нужно наказывать строже, чем рядовых участников движения.

Когда-то безызвестный учитель из Калуги мечтал о полетах в космос, но не знал, как это осуществить. Большинство считало его городским сумасшедшим и подтрунивало над старичком. Позже потомки сумели взмыть во Вселенную и старичок в анналах истории приобрел благообразные бородку и очки-велосипед. Сейчас активисты "Антиалкогольного фронта" напоминают больше мечтателя Циолковского, а совсем не реалиста Королева.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить