В Рижском заливе Балтийского моря, примерно в трех милях от острова Рухну, эстонские дайверы обнаружили обломки советской подводной лодки. Однако скорбеть по поводу ее гибели не стоит: в 1958 году ее специально затопили, превратив в подводный тренировочный полигон для флотских водолазов. Между прочим, в целом по планете специально затопленных субмарин куда больше, чем погибших в результате боевых действий.
Нашли затопленную подлодку, так сказать, по приборам. Местные рыбаки часто жаловались, что в этом месте их тралы за что-то цепляются. Прибывшие на место подводные поисковики просканировали дно, довольно точно определили силуэт предмета, а потом проверили свои предположения погружениями.
Оказалось, это затонувшая субмарина. Как сообщает эстонская пресса, местный археолог Велло Мясс довольно четко определил историю корабля, лежащего на дне на глубине 55 метров, — это построенная еще во времена Второй мировой субмарина типа "Щ". Как гласят морские справочники, лодка успела немного повоевать, после войны находилась в составе Балтийского флота, была списана из боевого состава ВМФ за два года до затопления.
В общем-то, ничего такого удивительного в том, что субмарину затопили, нет. Водолазам действительно нужны тренировочные полигоны, чего уж там. Нужны учебные цели и для противолодочных кораблей, и для подлодок. Остается только поблагодарить эстонских поисковиков, что помогли восстановить еще одну страничку истории. Думается, и рыбаки их поблагодарят — теперь они будут тралить море в этом районе поаккуратнее.
Читайте также: От крейсера "отпилили" сотни миллионов
Кстати, те же эстонские дайверы пару лет назад нашли на дне Балтийского моря британскую субмарину, потерявшуюся более 90 лет назад. Подводная лодка HMS E18, на борту которой находились три офицера и 28 матросов, в мае 1916 года вышла на задание и не вернулась. Субмарина вместе с другими кораблями была направлена Уинстоном Черчиллем в Балтийское море, чтобы сорвать поставки железной руды из Швеции в Германию и поддержать российский флот. Как она погибла, пока не понятно, но, так или иначе, теперь известно хотя бы место ее гибели.
В целом же число потопленных (то есть оказавшихся на дне в результате боевых действий) субмарин гораздо меньше числа затопленных (то есть ушедших на дно по воле их владельцев). Чего стоит одна только операция "Регенбоген" — массовое затопление фашистского кригсмарине (подводного флота), которые были уничтожены своими экипажами перед капитуляцией Германии во Второй мировой войне. В интернете можно даже найти их подробный перечень с точным указанием места затопления.
Тогда немецкие подводники по приказу гросс-адмирала Карла Денница затопили 238 подводных лодок, в том числе, 16 уже выведенных из эксплуатации и пять еще не спущенных на воду. Та история, кстати, так до конца еще и не распутана. Говорят, что Денниц отдал приказ, согласно которому, все немецкие корабли, кроме необходимых для рыболовства, транспортных целей и послевоенного разминирования, должны быть уничтожены 30 апреля.
А уже 4 мая, в соответствии с одним из условий со стороны союзников, гросс-адмирал кригсмарине срочно отменил свой же приказ. И этот приказ был первым в истории германского подводного флота, который отказались выполнять все без исключения командиры субмарин, находившихся в Западной Балтике…
Читайте также: Дело "Нерпы"-убийцы: капитан за всех ответит
Три года назад у берегов Турции в Черном море были обнаружены еще три германские подводные лодки времен Второй мировой войны. Эти лодки в связи с запретом прохода немецких судов через Босфор и Дарданеллы попали в Черное море по суше. Их по частям доставили в Румынию, откуда уже собранными они по реке Дунай вышли в Черное море. Однако после того, как Румыния в 1944 году вышла из гитлеровской коалиции, субмаринам был отрезан путь к возвращению и командиры получили приказ о затоплении трех кораблей. По мнению историков, изучивших число вымпелов кригсмарине в Черном море во время Второй мировой, не найдено еще как минимум тринемецкихподлодки…
Ну, хватит о войне, хотя, вообще-то, помнить о ней нужно всегда. И тот факт, что эстонские дайверы нашли следы советской субмарины, тоже будет вписан в священную книгу истории мирового подводного флота. Остается только поблагодарить их за непростую работу. А ведь в этой книге есть не только трагические страницы, но и весьма любопытные. Ну, вот, например, несколько фактов.
В 1930-х годах прошлого века в Советском Союзе существовал проект создания летающей подводной лодки, который, правда, так и не был завершен. А вот американцы в 1960-х годах продвинулись намного дальше: был построен реально работающий самолет, способный сначала сесть на воду, а затем погрузиться в нее. Скорость его полета в воздухе составляла 130 километров в час, скорость хода под водой — восемь узлов. Правда, в конструкции не была предусмотрена возможность снова взлетать из подводного положения. По задумке военных, такие аппараты могли пригодиться в ходе возможной войны против СССР, неожиданно атакуя корабли в акваториях Черного, Азовского и Каспийского морей.
Когда подводные лодки только начинали использоваться, английский адмирал Артур Вильсон заявил, что субмарины — это нечестно и не по-английски, а пленников с вражеских подлодок нужно вешать, как пиратов. Помня эти слова, командир английской субмарины E-9 после затопления немецкого крейсера в начавшейся Первой мировой войне поднял пиратский флаг "Веселый Роджер" и вошел в порт. Эту традицию подхватили другие британские командиры — в обеих мировых войнах, в военном конфликте с Аргентиной 1982 года и даже в недавней войне с Ираком английские подлодки, возвращаясь на базу после успешной атаки, поднимали Веселого Роджера.
В 1942 году советская подлодка "Щ-421" (кстати, того же класса, что и недавно найденнная эстонскими дайверами) подорвалась на немецкой противолодочной мине, потеряв ход и возможность погружаться. Чтобы судно не снесло к берегу противника, было принято решение сшить парус и поднять его на перископе. Однако доплыть на парусе до базы уже не получилось, как не получилось даже отбуксировать подлодку при помощи других кораблей. После появления немецких торпедных катеров экипаж эвакуировали, а субмарину затопили. Но, так или иначе, опыт плавания субмарины под парусом в мировой практике был.
Читайте также: Американки под водой. Морские волки в ужасе
И последнее. Специально топят не только субмарины. В мировой практике давно используется опыт создания так называемых искусственных рифов. Об этом рассказывает "Правде.Ру" представитель Ассоциации экологической журналистики, кандидат биологических наук Вадим Решетов:
"Созданием искусственных рифов занимались еще в глубокой древности, например, древние сарматы — для повышения продуктивности прибрежных вод. Создавали рифы и варяги, ловившие рыбу в холодных водах южной Балтики. Сейчас искусственные рифы создаются путем затопления в море старых кораблей, списанной военной техники и самолетов, бетонных блоков, строительных отходов и т.д.
Не секрет, что совершенно гладкое морское дно почти безжизненно. А где нет жизни, там море не имеет возможности самоочищаться. Создание на гладком морском дне, так сказать, "шероховатой" поверхности или каких-то искусственных гор и т.д. приводит к тому, что это место с удовольствием облюбовывают водоросли, рыбы, раки, моллюски. Интенсивно развивается планктон, а рыба продуктивно нерестится (да и мальки лучше выживают до полноценных размеров).
Более того, обильная морская флора и фауна начинает интенсивно очищать морскую воду, которую человек загрязнял на протяжении десятилетий промышленными и бытовыми отходами. Так, подсчитано, что лишь одна мидия массой восемь граммов за час отфильтровывает около четырех литров воды! Так что не бойтесь затопленных кораблей, чаще всего от них мы имеем большую пользу. Кстати, и для дайверов польза — многие искусственные рифы в теплых морях создаются именно для их тренировок!"