День железнодорожника в этом году пришелся на 7 августа. Свою историю праздник берет с 1896 года. Его появлению в календарях работники железнодорожной отрасли обязаны российскому императору Николаю I: именно в его царствование была проложена первая прогулочная ветка в Царское село и первая стальная магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой.
Праздник был учрежден при Николае II в честь столетия со дня рождения императора Николая I (25 июня), который в 1836 году издал указ о сооружении первой железной дороги. Приказ министра путей сообщения гласил: "Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М. Хилков".
Этот праздник отмечался широко и регулярно до 1917 года. После октябрьского переворота о нем надолго забыли. И вспомнили только в 1935 году. Инициатива исходила от самих работников дороги. На своем съезде в Москве они выступили с предложением "…о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины…". Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин эту идею поддержал и даже на приеме по окончании совещания работников железнодорожного транспорта поднял за них тост.
Читайте также: Москва не в силах спасти Веерное депо от РЖД
И лишь через год, 28 июля 1936 года, появился указ ЦИК СССР, согласно которому праздник — Всесоюзный день железнодорожного транспорта Советского Союза — решено было проводить ежегодно 30 августа. Через четыре года постановлением СНК СССР было решено перенести празднование Дня железнодорожника в 1940 году на ближайший выходной день (воскресенье) — 4 августа.
"В будущем установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа-месяца", — говорилось в документе. Сегодня невозможно представить себе ни одну цивилизованную страну, территорию которой не пересекали бы стальные магистрали. А труд железнодорожников нельзя переоценить.
Ведь железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в победе СССР в Великой Отечественной войне: с первых ее дней дорога обеспечивала быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения, помогала эвакуировать людей. А после войны — принимала активное участие в восстановлении страны.
Читайте также: Бдим: вокзалы приравняют к аэропортам
В наши дни железнодорожникам тоже хватает работы. Шутка ли — перевозить грузы и пассажиров в таком огромном государстве. Нельзя не упомянуть об организации и внедрении высокоскоростного движения: поезда "Сапсан" и "Аллегро" уже "летают" по нескольким направлениям.
В нелегкой работе железнодорожников случаются и курьезные случаи. Один раз родители сошли на станции и забыли в поезде своего трехлетнего ребенка. Малыш проехал в кабине машиниста до следующей остановки, где его передали дежурной, чтобы отправить его обратно рассеянным родителям.
А лет десять назад, еще в период существования Министерства путей сообщения, на железной дороге появился фальшивый ревизор. Мужчина, облаченный в форму замминистра, приезжал на станции якобы с проверкой, обещал всевозможную поддержку. Ясное дело, что такого "высокого гостя" встречали с размахом. Неизвестно, сколько станций он объехал и на скольких из них успел постоловаться, но на одной из них мошенника вычислили. Пока вызванный на станцию милиционер "пробивал" информацию о нем, позвонив в местное отделение, хитрецу все же удалось скрыться.
Читайте также: РЖД требует повышения тарифов на 23 процента
А еще железная дорога — это судьба. Она соединяет сердца людей, образует целые династии. У некоторых из них общий железнодорожный стаж приближается к отметке 500 лет.
А в жизни одного мужчины — не железнодорожника по профессии — стальная магистраль сыграла роль свахи. Так уж получилось, что со всеми тремя женами он знакомился в поездах. Еще одного человека железная дорога преследует с детства. Сколько ни менял он в своей жизни мест жительства, все равно селился в непосредственной близости от "железки".