Достоверная биография доктора Фауста

Великие мистики в реалиях: доктор Фауст

Имя доктора Фауста слышали все. Ставший культовым героем литературы еще в XVI веке, он навеки остался в памяти потомков. Вот только реальный человек по имени Фауст имеет мало общего со своим прославленным образом, да и о нем мало что доподлинно известно.

По достоверным источникам, Иоганн Георг Фауст (Johann Georg Faust), или Георг Фауст, родился около 1480 года в Книттлингене, а скончался в 1540 (1541) году в городе Штауфен-им-Брайсгау (Staufen im Breisgau) или около него. Вся его жизнь прошла приблизительно в одном географическом месте — немецкой земле Баден-Вюртемберг. Фауст совмещал в себе сопряженные таланты алхимика, мага, целителя, астролога и предсказателя.

Если вы случайно увидите на прилавке книжного магазина пухлый том, посвященный биографии Фауста, — не верьте глазам своим. Нет, вас не водят за нос: в той гипотетической книжке может быть подробно изложены повседневная жизнь в конце XV — первой половине XVI столетия, литературный и художественный образ Фауста и много еще чего интересного. В фолианте не будет биографии Фауста, поскольку даже полнейшая и скрупулезная биография вполне уместится на нескольких листках формата А4 и при этом далеко не все написанное на них будет правдой.

Читайте также: "Герои" магии и… ножа

Как заметил современный немецкий историк литературы Гюнтер Махаль (Günther Mahal), "дебри из вопросительных знаков окружают историческую фигуру Фауста".

Во всех свидетельствах современников о Фаусте, его величают Георг, или Йорг (Jörg). Имя Иоганн впервые всплывает через два десятилетия после смерти алхимика. Знахаря и целителя, Фауста в конце прошлого века назвали бы в России экстрасенсом. В отличие от Кашпировского или Чумака, Фауст не имел громадной телевизионной аудитории, зато его имя преодолело границы не только Германии, но и Европы и осталось в памяти потомков.

В отличие от семи древнегреческих городов, которые вели между собой спор, как о месте рождения великого Гомера, лишь три немецких местечка претендуют быть колыбелью знаменитого Фауста: уже названный выше Книттлинген, Хельмштадт около Гейдельберга и упоминаемое только в предании местечко Рода в Тюрингии. Победу одержал Книттлинген, в котором сегодня существует Музей Фауста и его архив. Собственно говоря, победитель определился благодаря сохранившемуся до наших дней документу о приобретении магом недвижимости в здешних краях. Он датирован 1542 годом.

К сожалению, до настоящего времени уцелела только копия этого документа, сделанная карандашом Карлом Вайзертом (Karl Weisert) в 1934 году. Оригинал сгорел во время Второй мировой войны. Подлинность архивного документа, написанного от руки школьным учителем, официально заверена подписью с печатью тогдашнего бургомистра города Ленера от 3 марта 1934 года. Кроме этой бумаги, сохранилось свидетельство Иоаганна Манлиуса. В письме к своему учителю, написанном в 1563 году, он упоминает о знакомстве с Фаустом из Книттлингера, которого назвал "выгребной ямой, полной чертей", (Scheißhaus vieler Teufel).

Читайте также: Меч и магия победили науку и технику

Учителем этого свидетеля был знаменитый теолог и реформатор, сподвижник Лютера, прозванный Учителем Германии (Praeceptor Germaniae) гуманист Филипп Меланхтон. А Фауста он именовал принятым во времена Ренессанса латинизированным псевдонимом Фаустус, что в переводе означало "счастливец".

Попрошествиистолькихвековвесьматрудносудитьотом,кемнасамомделебылупомянутыйФауст.Некоторые видели в нем обманщика, шарлатана и авантюриста, а другие — философа, алхимика, предсказателя, хироманта и целителя. В некоторых источниках о Фаусте оскорбительно отзываются как о "бродяге, пустом болтуне и босяке-обманщике". По всей видимости, речь шла о бродячем фокуснике.

К слову стоит заметить, что и в наши дни некоторые люди негативно настроены по отношению к экстрасенсам (при этом они не приближались к ним даже на пушечный выстрел), другие были осторожны из зависти к их успехам и т.д. Вдобавок, до 1506 года нет ни единого документа, в котором бы освещалась деятельность доктора Фауста.

В одном из писем нашего героя аттестуют следующими словами: "Магистр Георг Сабелликус Фауст-младший (Georg Sabellicus Faust der Jüngere) — кладезь для некромантов, астролог, второй из магов, хиромант, аэромант, пиромант, второй из гидромантов". Возможно, это пример успешного "пиара" волхва, выдававшего себя за специалиста по чтению линий на руке, по облакам, туману и полету птиц (ауспиции), а также могущего предсказывать и гадать по огню, воде и дыму.

В библиотеке Ватикана сохранилось письмо бенедиктинского аббата из Вюрцбурга Иоганна Тритемия (Iohannes Trithemius), отправленное им 20 августа 1507 года математику и придворному астрологу в Гейдельберге Иоганну Фирдунгу (Johann(es) Virdung, 1463-1535), в котором каббалист Тритемий описывает шашни Фауста с мальчиками. По словам этого ученого человека, когда педофилу Фаусту стало грозить разоблачение его гомосексуальных пристрастий, он скрылся. Великим содомитом и некромантом называли доктора Фауста в документах, которые хранятся в архивах города Нюрнберга.

Читайте также: Некротуризм для самых бесстрашных

По словам аббата Тритемия, Фауст похвалялся таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труды Платона и Аристотеля и вся их философия были начисто забыты, то он, "как новый Ездра Иудейский, по памяти полностью восстановил бы их даже в более изящном виде". А также, как не раз говорил Фауст, он "берется в любое время и сколько угодно раз совершить все то, что совершил Спаситель", сообщает Тритемий.

Неизвестно, был ли Тритемий посвященным, но некоторые утверждали, что он предсказал церковный раскол за два года до появления Лютера, английский переводчик его произведений объявил в 1647 году о пожаре в Лондоне, который опустошит столицу этого острова спустя 19 лет.

Натурфилософ Иоганн Тритемий, учениками которого были небезызвестные Агриппа Неттесгеймский и Теофраст Парацельс, довольно пренебрежительно отзывался о Фаусте и его способностях, что невольно заставляет задуматься, а не зависть ли водила его пером и не возводит ли он напраслину на собрата по ремеслу.

Однако гораздо больше рассказывали о других способностях мага и волшебника, которые напоминали скорее цирковые трюки, нежели игривые похождения с мальчиками. Во время очередной здравицы в честь собутыльника, Фауст в харчевне проглотил мальчишку-прислужника, перелившего вино через край кружки. А будучи однажды на ярмарке, Фауст накрыл своим плащом корзину с куриными яйцами, и из нее тут же вылупились цыплята. В "Лейпцигской хронике" Фогеля записано: "В народе ходят слухи, будто однажды, когда погребщикам в Ауэрбаховском винном погребе никак не удавалось выкатить непочатую бочку с вином, знаменитый чернокнижник доктор Фауст сел на нее верхом и силою его чар бочка сама поскакала на улицу".

В1520 году Фаустсоставил гороскопрождениявлиятельномуБамбергскомуархиепископу-курфюрсту Георгу III. Нужноотметить,это знакнемалогопризнания заслугчародея,так как Его высокопреосвященство был одним из наивысших церковных иерархов в немецкоязычных странах. "Также Х гульденов дадено и послано доктору фаустусу философу", — именно так строчными буквами педантично засвидетельствовал камердинер архиепископа-курфюрста. Десять гульденов по тем временам были княжеской платой.

Читайте также: Магические ритуалы ведут к экологической катастрофе

Наилучший отзыв о способностях мага высказал в 1540 году Филипп фон Гуттен, племянник знаменитого писателя-гуманиста Ульриха фон Гуттена. За год перед этим Филипп присоединился к экспедиции в Венесуэлу, о неудачном ходе которой Фауст заранее правильно предупреждал. Хотя без хвастовства все же не обходилось. Однажды Фауст заявил, что именно ему император Священной римской империи Карл V (коронован в 1520 году) обязан своими победами в Италии.

Любопытно, но английским ответом на первое издание "народной книги" "Истории о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике", напечатанное Иоганном Шписом (Johann Spies) во Франкфурте-на-Майне в 1587 году, стала книга, посвященная ученому Роджеру Бэкону. По признанию современных исследователей, книга о Фаусте стала настоящим бестселлером XVI столетия в Европе. Переведенная на английский язык история доктора Фауста вдохновила талантливого современника Шекспира драматурга Кристофера Марло на создание "трагической истории".

В посвящении к своему изданию печатник Шпис ссылается на "всем известное пространное предание о разных похождениях доктора Фауста", но "по порядку", в связной форме, как утверждал издатель, никто эту историю не излагал. В книге написано, что Фауст был крестьянским сыном. Способный юноша вырос в семье состоятельного родственника. Дядя обходился с ним, как с собственным сыном, и послал его в университет изучать богословие. Фауст однако попал "в дурную компанию, кинул Святое писание под лавку и стал вести безбожную и нечестивую жизнь". В последних главах сказано, будто Фауст, завещав имущество своему ученику и слуге Вагнеру, разрешил ему после своей смерти "записать и изложить" его деяния, что тот и сделал.

По непроверенным сведениям, Фауст скончался 5 апреля 1540 года вследствие взрыва, наступившего в ходе химического эксперимента, который доктор проводил на постоялом дворе "У львов" (Zum Löwen) в Брайсгау. Вероятно, Фауст пытался алхимическим путем получить золото. Согласно сохранившейся с той поры информации, его обезображенный труп был найден в "ужасно деформированном состоянии". По легенде, вероятнее всего, распространенной протестантами, душу Фауста взял сам Сатана, с которым неугомонный доктор еще при жизни якобы заключил договор.

Во франкфуртской истории о докторе Фаусте тоже написано: "Вся комната была забрызгана кровью, и мозг прилип к стене, будто черти бросали его от одной стены к другой. Да еще лежали глаза и несколько зубов: жуткое и ужасающее зрелище!" Жившие поблизости от Фауста студенты, которые слышали ночью его крики и не смели выйти, утром отыскали его обезображенное тело на навозной куче. "Страшно было на него взглянуть, так изуродованы были его лицо и все части тела", — сообщается в книге.

Согласно свидетельству Филиппа Бегарди, к моменту гибели Фауста его слава была сравнима со славой Парацельса. Остроумно высказалась о роли Фауста в истории директриса одного из немецких музеев. Жил бы Фауст лет на сто позже, сказала она, о нем бы ни один петух не прокукарекал.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить