С 1987 года не прекращалось паломничество неонацистов к могиле заместителя фюрера по партии Рудольфа Гесса, который, согласно его посмертной воле, был захоронен рядом с его родителями на кладбище в Вунзиделе (Верхняя Франкония). По соглашению с родственниками останки Гесса были кремированы, а прах развеян над морем.
Причиной такого решения послужил тот факт, что могила Рудольфа Гесса превратилась в место паломничества для ультраправых элементов, которые ежегодно в день смерти высокопоставленного нациста возлагали к его надгробию венки и салютовали, вздергивая руку в нацистском приветствии. Договор аренды с потомками Гесса на место для могилы не был продлен, и власти города под влиянием местной евангелической общины приняли решение, что останки Рудольфа Гесса могут покоиться на евангелическом кладбище в Вунзиделе только до 5 октября 2011 года. Демонтаж надгробия и эксгумация останков прошли без инцидентов. Марша неонацистов не было.
Так называемая могила заместителя Гитлера по нацистской партии стала культовым местом для неонацистов абсолютно случайно. Как сообщает немецкая газета Süddeutsche Zeitung, на самом деле дом семьи Гесса находился не в Вунзиделе (Wunsiedel), а в другом месте — Кирхенламитц (Kirchenlamitz). Военный преступник Гесс никогда не жил в Вунзиделе. В 1963 году останки его родителей были перевезены сюда с другого кладбища. Рудольф Гесс, который до самой смерти отбывал пожизненный срок в камере тюрьмы Шпандау, никогда не видел эту могилу.
Читайте также: Неонацистов в США убивают собственные дети
По официальной версии, Рудольф Гесс (Rudolf Heß) покончил с собой, находясь в западноберлинской тюрьме для военных преступников Шпандау, хотя некоторые исследователи склоняются к версии убийства. На могильном надгробии Рудольфа Гесса, помимо его имени и даты жизни 26.04.1894-17.08.1987, было высечено крылатое изречение Ich hab's gewagt. Возможно несколько вариантов его перевода — либо "Я дерзнул! /Я рискнул! /Я отважился!", либо метафорическое толкование "Жребий брошен!".
Это девиз известного немецкого гуманиста, писателя и политического деятеля, франконского рыцаря Ульриха фон Гуттена (1488-1523). В российских словарях написано, что данное выражение используется, "когда хотят подкрепить сознательно принятое решение". Немецкие источники указывают на употреблении этой цитаты, "если цель упущена, но все же горды тем, что попытались ее достичь". Поэтому иногда это выражение переводят фразой "Жребий брошен!" — Alea jacta est (в дословном переводе с латинского "кости в действии"), то есть словами, которые якобы произнес Юлий Цезарь при переходе через реку Рубикон.
Сопоставление с Цезарем не совсем притянуто за уши, как это может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, Ульрих фон Гуттен, несмотря на свое рыцарское происхождение, все-таки "маленький человек", бросивший вызов могущественной католической Церкви. Он словно говорит "была не была" и надеется на авось в своей неравной борьбе. Другое дело, командующий римскими легионами в провинции Цизальпийская Галлия проконсул Цезарь, рискнувший нарушить закон, по которому не имел права возглавлять войска в Италии и ввязавшийся в противостояние с римским сенатом.
Решайте сами, на кого больше похож второй человек в НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), политик из разряда éminence grise — "серый кардинал" — при дворе фюрера, воспитанник и любимец влиятельного профессора, отца геополитики и известного оккультиста Карла Хаусхофера, камерад Рудольф Гесс — на деятеля Реформации или на императора Рима.
Благодаря дружбе с Альбрехтом Хаусхофером Гесс не только оттачивал свое английское произношение, но и заочно знакомился с британским истеблишментом. Маркиз Клайдсдейл, отпрыск главной шотландской династии, Дуглас Дуглас-Гамильтон, 14-й герцог Гамильтон и 11-й герцог Брэндон, — одна из ключевых фигур, вовлеченных в старинный инцидент с перелетом (самовольно или выполняя дипмиссию) Гесса в Британию.
Читайте также: "Нацистская принцесса" продолжает дело отца
Известно, что именно на встрече с Гамильтоном особенно настаивал Гесс, оказавшись на вражеской территории. Рудольф для этой цели прихватил с собой визитные карточки отца и сына Хаусхоферов. В 1938 году Альбрехт Хаусхофер гостил в фамильной резиденции Гамильтонов, Дангавел Хауз, где обвел на атласе те территории, которые по его убеждению должны были стать частью Великой Германии.
Жизнь и смерть Рудольфа Гесса до сих пор окружены завесой тайны. Одной из загадочных дат стало 10 мая 1941 года, когда с аэродрома под Мюнхеном в 17 часов 45 минут от взлетно-посадочной полосы оторвались шасси двухмоторного боевого истребителя Messerschmitt Bf 110, за штурвалом которогосиделРудольф Гесс. С 1933 года заместитель Адольфа Гитлера и рейхсминистр без портфеля, с 1939 года член Министерского Совета по оборонной политике Рейха завершил свой полет в Шотландии.
По указанию Гесса этот самолет — серийный номер 3869, идентификационный код VJ-OQ — находился под особой охраной в заводском ангаре. Накануне полета с пушек не сняли смазку, чтобы из них нельзя было стрелять, на борту не было ни бомб, ни боеприпасов, и сам Гесс был безоружен. Было залито три тысячи литров топлива, что позволяло провести в воздухе десять часов при дальности полета около 2500 километров. В специально оборудованных сбрасываемых баках находилось дополнительно 1800 литров горючего. Для удобства ориентирования на бедре Гесса была зафиксирована карта, представляющая собой германскую репродукцию карты Британского картографического управления.
Читайте также: "Неонацистская революция" — миф или реальность?
Есть несколько версий полета второго лица Третьего рейха незадолго до начала операции "Барбаросса", и ни одного верного ответа. Британские архивы остаются закрытыми и личность Рудольфа Гесса, тесно связанного с оккультными обществами и разведывательными службами, пока так и остается в тени.
До сих пор неизвестно, знал ли Гитлер заранее о полете своего заместителя. Многие наблюдательные современники заявляли, что фюрер не только знал, но и санкционировал полет Гесса, но отрекся от него, объявив "сумасшедшим", из-за постигшей того неудачи. Через четыре дня после полета из японского посольства в Риме была направлена телеграмма в Токио. В послании говорилось о визите фон Риббентропа, в ходе которого он, немецкий министр иностранных дел, заверил Муссолини и графа Чиано в верности Германии соглашению стран оси (по термину "ось (Европы) Берлин — Рим", также "осью считались Рим — Берлин — Токио"), гитлеровская коалиция — военный союз Германии, Италиии, Японии и других государств). В телеграмме также говорилось о том, что хотя полет Гесса нуждался в "покровительстве" фюрера, он "предпринял его самостоятельно". Это сообщение подтверждало информацию о предвоенной встрече Гесса с Гамильтоном и объясняло отрицательный результат тем обстоятельством, что замфюрер "не учел того, что Гамильтон перешел на другую сторону".
Читайте также: Пакт, расколовший "гитлеровскую ось"
Многие исследователи, изучавшие малейшие детали полета Гесса накануне агрессии против СССР, обращают внимание на желание Гитлера и верхушки Третьего рейха избежать войны на два фронта. Миссия Гесса, по всей видимости, заключалась в желании если не заключить мирный договор, то заручиться поддержкой британского истеблишмента, получить заверения в том, что Соединенное Королевство не выступит против нацистской Германии, пока вермахт будет сокрушать Красную армию. Когда Гесс высадился в Шотландии, английские высокопоставленные чиновники долго не могли понять цель перелета заместителя фюрера и вследствие этого отказывались с ним разговаривать, пока его, наконец, не выслушал один из служащих Министерства иностранных дел. Гесс озвучил предложения Гитлера, которые главным образом сводились к прекращению Англией боевых действий против Германии и направлению совместных усилий на борьбу с СССР. Помимо этого, Гесс сообщил, что Гитлер наотрез отказывается вести переговоры с Уинстоном Черчиллем, поэтому отставка последнего крайне желательна. "Заманчивые" предложения Германии были отвергнуты.
Читайте также: Бомж после смерти одурачил Гитлера
Черчилль распорядился, чтобы с Гессом обращались достойно: его отправили в Лондонский Тауэр, где он пробыл как высокопоставленная интернированная персона до 6 октября 1945 года. Затем он был переведен в тюрьму Нюрнберга.
Три британских автора Линн Пикнетт, Клайв Принс и Стивен Прайор в своем исследовании "Двойные стандарты" (в русском переводе "Неизвестный Гесс. Двойные стандарты Третьего рейха"), опубликованном десять лет назад, пишут: "Существуют веские доказательства того, что полет Гесса представлял собой конец стадии переговоров, а не начало, последний жест доброй воли". Результат известен. План Гесса рухнул, он попал в руки Черчилля, и премьер-министр ознакомил с немецкими условиями свой Кабинет или Парламент (на закрытом заседании). Авторы книги предполагают, "что если бы Гесс не оказался вдалеке от места назначения и не попал в руки Ополчения, он возвратился бы домой после окончания переговоров".
Кто знает, каков был бы ход истории, если бы после начала операции "Барбаросса" рядом с Гитлером находился бы Гесс. Остается надеяться, что правительство Великобритании когда-нибудь раскроет свои архивы и одна из великих тайн истории найдет свою разгадку.
Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"