Правительство Москвы до сих пор не определилось, что будет построено на месте гостиницы "Россия"

Зачем нужно ломать старую Москву?

Правительство Москвы до сих пор не решило, что будет наконец-то воздвигнуто на месте снесенной гостиницы "Россия". Долгие обсуждения на высшем уровне и продолжительные консультации с экспертами по градостроительству, которые велись почти пять лет, закончились, в итоге, потраченными на ветер бюджетными деньгами.

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике, сегодня дал понять, что заменять "Россию" пока нечем. Все долгострои должны быть завершены в срок, работа на объектах кипит. На площадке бывшей гостиницы до сих пор ничего, кроме пустыря. Потому что строительные работы до сих пор не начинались.

"Что касается "России", строительные работы там после демонтажа не начинались, поэтому назвать этот объект долгостроем нельзя. Пока вопрос не решен окончательно, что будет на месте этой гостиницы", — сказал заместитель мэра "Коммерсанту". Когда окончательное решение гостиничного вопроса будет принято, не известно никому.

Дело осложняется также следующим. После заявлений президента России насчет "строительной мании" экс-мэра Лужкова в градостроительной политике Москвы произошел резкий поворот в сторону решения транспортных проблем. Масштабное жилищное и офисное строительство в столице ушло на второй план. Москвичу, особенно в центре, негде припарковать машину. Поэтому нужно отказаться от строительства офисов и жилья и срочно заняться местами для парковки. И не только. Москва продолжает задыхаться в пробках. До многих районов столицы до сих пор практически невозможно добраться. Следовательно, нужно строить новые линии метро. Что касается дорог, то вместо Четвертого транспортного кольца будут построены новые дороги и новые транспортные развязки. В будущем, все транспортные коммуникации Москвы, включая метро и железнодорожные маршруты, планируется связать в одну систему, с современными пересадочными комплексами. Эти проекты требуют больших вложений, и на решение судьбы лужковских строительных прожектов не останется ни времени, ни средств. По словам Марата Хуснуллина, основной акцент теперь идет на решение транспортных проблем. Остальные строительные вопросы ложатся на плечи девелоперов.

Что касается девелоперских компаний, то с момента назначения мэром Сергея Собянина их до того бурная деятельность парализовалась. В правительстве Москвы занялись капитальной ревизией заключенных ранее инвестиционных контрактов. Немного позже Сергей Собянин вообще запретил девелоперам строить что-либо в пределах Третьего транспортного кольца. После того, как в мэрии приняли решение всерьез заняться столичными дорогами, девелоперам предложили заняться капитальным ремонтом и реконструкцией уже существующих зданий либо строительством социальных объектов и гостиниц. По желанию самих девелоперов. Что касается комплексного строительства, то под него девелоперам будут предлагать промзоны. Например зону автозавода "Москвич" или промзону Руднево, рядом с Люберецкими полями аэрации. Что делать с демонтированными гостиницами — не ясно. Специальных распоряжений нет, следовательно, взгляд москвичей пока радуют только пустыри и неразобранные строительные леса, огражденные заборами.

Читайте также: Москва не в силах спасти Веерное депо от РЖД

Напомним, что демонтаж гостиницы "Россия" начался в феврале 2006 года, вызвав в обществе много шума. В тогдашней столичной мэрии успокаивали народ обещаниями, что на месте снесенной гостиницы, которая якобы "дышала на ладан" и разваливалась на куски, будет построен многофункциональный комплекс с отелем нового поколения. Это было на самом деле так. На месте "России" планировалась по-настоящему великая стройка. Автором идеи выступил британский архитектор Норман Фостер. Британский архитектор известен среди коллег как генератор необычных решений сложных архитектурных проблем. Немецкие парламентарии обязаны Фостеру отреставрированным рейхстагом. Но проекты Фостера, кроме оригинальности, отличает также высокая стоимость. Деньги под "великую стройку" выделила комппания "СТ Девелопмент". Но до главного, до строительства, дело не дошло. В 2008 году у Шалвы Чигиринского, владельца компании, возникли серьезные финансовые проблемы. В итоге, гостиница "Россия" оказалась разобранной, а строительные работы на ее месте не ведутся до сих пор.

Ходили разговоры, что на месте гостиницы "Россия" начнется еще одна "великая стройка", парламентский центр. Официальных подтверждений не было. Зато было совсем недавнее опровержение, от имени главного архитектора столицы Александра Кузьмина. В апреле этого года Кузьмин дал интервью "Российской газете", где заявил, что строительство здания парламента в центре, мягко говоря, нецелесообразно: "Парламентскому центру там не место. Чем всегда была для нас "Россия"? Местом, куда мы ходили в кино и на концерты, в кафе, к друзьям… То есть это было общественное пространство, посещаемое людьми". Парламентский центр на месте гостиницы "Россия" только создаст в Москве очередную закрытую зону и создаст транспортные проблемы. Идея со зданием Федерального Собрания на набережной оказалась горой, которая, в итоге, родила мышь. И эта идея оказалась похороненной под строительным мусором от демонтажей исторических памятников старой Москвы. Их демонтировали, но на их месте ничего не построили. Вопрос: зачем тогда вообще ломали?

И продолжают ломать. Несмотря на все соответствующие распоряжения Сергея Собянина. Последние примеры: снос флигеля усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской и дома Феоктистова (Большая Ордынка, 42), произошедший в ночь с 18 на 19 июня. Зачем ломали — вопрос открытый. Зато известно, кто именно ломал. Дом Феоктистова ломал очередной "частный застройщик", а демонтаж усадьбы Х1Х века делала администрация Москвы. Усадьбу ломали под предлогом "реставрации с приспособлением" под нужды музыкального театра "Геликон-опера". В заявлении объединения градозащитников "Архнадзор" говорится: "Поразительно, что снос замечательной постройки в "русском стиле" (как и снос в 2009 году флигеля-циркумференции рубежа XVIII-XIX веков в той же усадьбе) осуществлен не только под предлогом развития культуры, но и на средства городского бюджета, то есть из кармана московских налогоплательщиков. Не менее поразительно, что бюджетные средства по-прежнему расходуются на осуществление проекта, признанного Прокуратурой города Москвы противоречащим закону".

Получается, что позволено Юпитеру, то не позволено быку? В заявлении градозащитников говорится, что Правительство Москвы как заказчик строительства не нашло в себе сил на собственном примере продемонстрировать приверженность тем принципам, которые оно само сформулировало. На Большой Никитской реализуется абсолютно вандальный проект, последовательно уничтожающий усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских.

Ночь с 18 на 19 июня градозащитники назвали "ночью длинных ковшей". По их мнению, она развязывает руки разрушителям исторической Москвы. Первые сносы при новой городской администрации — например, гибель здания Хлудовской трудовой артели (Кадашевская набережная, 10) в декабре 2010 года — можно было счесть рудиментами лужковского градостроительства. Снос дома Кольбе (Большая Якиманка, 15/20) в мае 2011 года трактовался как самоуправство девелоперской компании, тем более что за ним последовали грозные заявления городских властей и распоряжения о замораживании и пересмотре согласований на сносы старинных зданий. Однако никакой ответственности девелопер, уничтоживший исторический дом, не понес, он по-прежнему намерен реализовывать свой проект.

Градозащитники напоминают, что администрация Юрия Лужкова, в годы правления которого Москва потеряла более 1000 исторических зданий, также начинала в 1991-1992 годы с похвальных намерений возрождения исторического облика Москвы. От этих обещаний первые сносы и уродования памятников при Лужкове отделило три года. Нынешние московские власти, похоже, проходят этот путь значительно быстрее.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Обсудить