В истории было чудесное превращение некоего гонителя христиан Савла в апостола Павла. В советской историографии была метаморфоза, когда из Павла, а точнее Павлика, сделали пионера-героя, а в смутную эпоху пересмотра всех прежних ценностей создали предателя, равного самому Иуде Искариоту. Во всяком случае, имя убитого подростка стало синонимом предательства!
В акте осмотра трупов участковым инспектором милиции Яковом Титовым записано: "Морозов Павел лежал от дороги на расстоянии 10 метров, головою в восточную сторону. На голове надет красный мешок. Павлу был нанесен смертельный удар в брюхо. Второй удар нанесен в грудь около сердца, под каковым находились рассыпанные ягоды клюквы. Около Павла стояла одна корзина, другая отброшена в сторону. Рубашка его в двух местах прорвана, на спине кровяное багровое пятно. Цвет волос — русый, лицо белое, глаза голубые, открыты, рот закрыт".
Разные исследователи согласны в одном, жил на свете такой мальчик, которого убили, и из него пропагандисты слепили образ героя. По этим пунктам у них начинаются расхождения: кто и зачем убил, герой ли убитый подросток, или сын, предавший родного отца. Творцы знаменитого сборника "Вехи", рассуждая о судьбах революции и русской интеллигенции, точно подметили страсть русских оплевывать своих прежних кумиров, которым до того бездумно поклонялись.
История Павлика Морозова наглядно подтверждает это скверное качество вроде бы неглупых людей. После десятилетий славословий, переименования и наименования улиц в его честь, воздвижения памятников — пришла пора помоев и клеветы, разоблачений пропагандистских приемов и создания нового образа — доносчика на отца, предателя. Кажется, Зигмунд Фрейд первым заговорил о существовании в психиатрии так называемой "игры на понижение", когда значительное низводят до уровня мерзости, и "игре на повышение", когда банальное возносят до великого.
Советская пропаганда слепила из Павлика Морозова героя, пионера номер один в СССР. Игра на повышение — таково требование времени. Перестроечная эпоха требовала развенчания и, говоря ленинскими словами, "срывания всех и всяческих масок". Сыграли на понижение — и получили второго Иуду. Причем Иуду без Христа. Выданный властям отец не годился не только во христы, но и на что-то более или менее путное. Непримиримый враг католической церкви Вольтер, который призывал "раздавить гадину!", попов с их обрядами, в минуты просветления говорил, что, если бы Бога не было, его следовало бы выдумать.
В 90-е годы прошлого века вместе с водой выплеснули и ребенка. "Обкатанное" на Павлике моментально примерили к другим советским героям. Словно исполняя, написанное в одном из циркуляров ЦРУ, кодла журналистов и писателей кинулась лишать бывших советских граждан героев их молодости и детства. Конечно, уже в 1980-е годы отношение к Павлику Морозову было иным, нежели за полвека до этого. До развенчания еще не опустились…
А как иначе назвать произошедшее? Ведь как ни относись к Павлику Морозову, но когда его клеймят, то вольно или невольно берут под защиту его убийц. Это очень похоже на недавний истеричный визг, раздавшийся после освобождения заложников в Театральном центре на Дубровке. В гибели зрителей мюзикла "Норд-Ост" некоторые комментаторы обвиняли не террористов, а власти и спецназовцев, освобождавших захваченных бандитами людей.
В истории самого известного советского мальчика чересчур много партийности, за которой едва-едва просвечивается правда. Как за деревьями порой не видно и леса, так и за несколькими пасквилями не разглядеть тогдашней трагедии. Во всяком случае одураченными оказываются некоторые уважаемые люди. Хотя обмануть их нетрудно — они сами обманываться рады. Но тем, кому дорога Истина, а не принадлежность к определенному лагерю, откроется нечто более интересное.
В убийстве Павлика Морозова можно увидеть трагедию русской деревни. Писатель Максим Горький явно недолюбливавший мужичков, оставил незабываемые, живописные картины дореволюционной деревенской жизни с ее жестокостью, пьянством и прочими атрибутами Зла. Революция еще более разбередила старые болячки — и к прежним обидам добавились новые. Скотство беспросветной жизни усугубилось послевоенными бедами.
На наш взгляд, убийство, произошедшее неподалеку от села Герасимовка Тавдинского района Уральской области, случись оно не в сентябре 1932 года, а десятилетием раньше или позже, попало бы в уголовную хронику и не сделалось бы знаменательным фактом. Однако в истории часто так бывает. Не будь убиенный в Угличе Дмитрий царевичем, не раскопай Картер нетронутую могилу молодого фараона Тутанхамона — кому были бы они интересны?! "Досадно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех", — это может вызвать лишь огорчение у честного поэта и гражданина.
Величие Павлика Морозова — в его безвременной кончине. Вспомните историю. 1929 год объявлен вождем "годом великого перелома", намечен путь к индустриализации страны. В 1930 году главный партийный орган "Правда" печатает статью Сталина "Головокружение от успехов". Только в этом году более 2,5 миллиона крестьян приняли участие в 14 тысячах восстаниий, бунтов и манифестаций. На одной шестой части суши начинается массовая высылка кулаков и членов их семей в лагеря. Пропагандистскому аппарату требуются образцы для подражания. Их лучше всего искать в среде, противостоящей крестьянской косности и вековому укладу жизни.
Во время процесса над убийцами Павлика в селе Колесниково Курганской области кулаки убили 13-летнего пионера Колю Мяготина. По этому делу было осуждено 12 человек, трое расстреляно. В 1996 году Верховный суд РФ постановил, что дело об антисоветском терроре было сфабриковано, и реабилитировал всех осужденных, кроме двоих. Попался среди "пионеров-героев" выдуманный по заданию ЦК ЛКСМ Азербайджана Гриша Акопян из Гянджи, якобы убитый "кулацкими сынками" в октябре 1930 года. Это, как говорится, заставь дурака богу молиться…
Читайте также: Исторические дети: Дмитрий Угличский