В США есть целый город, где разыгрываюся события в Ираке

Редкие профессии: учитель выживания в Ираке

Когда речь заходит о представителях актерской профессии, то сразу обычно представляются театральные подмостки, кино или телевидение. Можно еще вспомнить рекламу. Однако люди, обладающие способностью перевоплощаться в образ другого человека, умеющие талантливо сыграть эмоции и изобразить "на заказ" то или иное поведение, востребованы сейчас и в далеко не "мирных" ведомствах.

Примером такого использования актерского таланта может послужить Пентагон, по заказу которого в уединенных районах США были созданы небольшие городки, достоверно изображающие те или иные регионы, где ведут свои операции американские военные. Попав в такой населенный пункт, солдаты без всякой виртуальной реальности ощутят себя, скажем, участниками вооруженного патруля где-нибудь на Ближнем Востоке. Этот театр гротеска состоит из песчаных бурь, окровавленных актеров в национальной одежде или военной форме, а также имитаций взрывов и волны народного негодования.

Несколько лет назад большую известность приобрел "иракский" городок Медина Васл. Этот населенный пункт является частью Национального учебного центра в Форт-Ирвине. Он расположен за тысячи миль от настоящего Ирака, в центральной части пустыни Мохаве, примерно на полпути между Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом. По степени погружения солдат в обстановку зоны конфликта Медина Васл считается гиперреалистичным. День здесь обычно начинается так.

Читайте также: Профессии: психолог с зашитыми карманами

Стены низких зданий из камня заливаются розовыми предрассветными оттенками, по плоским крышам ползут, сокращаясь, длинные тени — восходит солнце. Его первые лучи падают на мечеть, где с высокого минарета муэдзин протяжно зовет горожан к молитве. По улицам, которые пересекаются на небольшой круглой площади, начинают ходить люди: мужчины в светлых просторных одеждах и женщины в хиджабах. Кто-то ведет на рынок козу, кто-то — несет свежие лепешки или чеканные сувениры для редких туристов. Кажется, это обычное утро в Ираке, где несколько лет назад пал режим Саддама.

Из переулка возле полицейского участка выезжает запыленный "Хаммер" — плоский, как спичечный коробок, джип американских миротворцев. Вооруженные солдаты в пустынном камуфляже из окон машины настороженно смотрят на быт горожан — это первый рейд новобранцев по зоне патрулирования. Их доставили на соседнюю базу накануне ночью самолетом С-130 "Геркулес", покатав перед этим почти 12 часов по воздуху. Следом за первым "Хаммером" выезжают второй и третий — торговцы пристально следят за движением машин и о чем-то переговариваются по-арабски.

Фото: AP

Читайте также: Редкие профессии: работяга с душой художника

Колонна проходит через рынок, где миротворцы встречают злые взгляды местных жителей. Какая-то пожилая женщина плюет на борт среднего джипа и неистово потрясает кулаками в воздухе. Лают местные собаки, которые бегут за тремя "хаммерами". И вдруг раздается взрыв!

Первый джип останавливается посреди улицы. Из-под его капота вырывается пламя и валит черный дым. Горит и одно из передних колес. Двери машины распахиваются, и на песок улицы в разные стороны вываливаются окровавленные солдаты: у кого-то распорот живот и видны внутренности, кто-то держится за лицо… Гремят выстрелы — как из машин патруля, так и с другой стороны улицы. Раздается еще один взрыв, от которого содрогается земля. Кажется, атакующие применили гранатомет. Патруль пытается понять, где противник: кажется, что враг везде.

Читайте также: Редкие профессии: создатель печей

Один из солдат, упав на песок, видит, что рядом с ним валяются две оторванных ноги в высоких армейских ботинках. Его выворачивает. Где-то сзади одному из патрульных осколок отрывает руку — брызги крови из культи в камуфляже хлестко попадают на стену глиняной мазанки. Раненого пытается оттащить медик, который закинул свой карабин за спину. Над домами низко пролетает вертолет, по которому боевики дают очередь из пулемета.

К третьему "Хаммеру" подбегает девушка в черном платке и разбивает о борт военной машины горящую бутылку. Один из солдат начинает неистово палить по торговцам. Мужчины и женщина падают, истошно крича,итолпа остальных местных начинает метаться по площади — путь им преграждают иракские полицейские.

Читайте также: Постижёр - повелитель париков

Старший патруля ловко валит обезумевшего "стрелка" на песок — он не сдал этот жестокий "экзамен". Да, именно так — все случившееся было инсценировкой, тестом на психологическую устойчивость в стрессовой ситуации, в которую могут попасть все солдаты, посылаемые правительством США в Ирак.

Такие дикие спектакли, где раны и оторванные конечности — лишь муляжи, разыгрываются в Медине Васл ежедневно. По словам командования, программа подготовки рассчитана на две недели и включает в себя более сотни сценариев столкновений, беспорядков, разминирований, патрулирований, эвакуаций, зачисток и т.п.

Читайте также: Торседорос - "отец" самых лучших сигар

Фото: AP

Участники учений потом вспоминают, как их грузили в самолет, ставили задачу и десантировали в темноте в заданном районе — с полной уверенностью, что это и вправду Ирак. На земле же начинался ад: у кого-то из новобранцев сдавали нервы, и он начинал (холостыми) стрелять по всем вокруг, кто-то в панике бежал, а кто-то цепенел и даже терял дар речи. Взрывпакеты, бутафорская кровь и дым усиливают воздействие. Однако главное в этом спектакле — актеры.

Помимо голливудских спецов по пиротехнике и гриму, которых предоставила крупная киностудия (Paramount), в Медине Васл трудятся сотни "иракцев" — американских граждан арабского происхождения, изображающих местных жителей. Эти актеры далеко не всегда профессионалы, но все они безумно любят свою работу и говорят, что "выкладываются на все сто", когда имитируют антиамериканские действия и даже иногда перебарщивают. "Это лучшая работа в моей жизни", — говорит один из таких "иракцев", которому время от времени доводится на площадке поджигать джипы коктейлями Молотова.

Читайте также: Певец и кормчий: гондольер

Всего в городке трудятся 250 ближневосточных американцев, которых набирали на особых кастингах по всей стране. За 12 часов работы в день, в течение двух недель, каждый такой актер получает 4500 долларов. При этом руководители учений практически не ограничивают их в "игре": в ход идут плевки, сквернословие, кидание бутылок, обстрелы холостыми, бег по улице в заминированных поясах или с окровавленными детьми на руках. Единственное условие — всем участникам "иракской" массовки разрешено общаться только на арабском языке. В городке же идет война — случается, что и ночью.

Помимо актеров-арабов, в Медине Васл задействованы и люди, изображающие американских солдат: раненых (находящихся на улице) или же тех, кого калечат прямо в ходе столкновений. Некоторые из них уже инвалиды, которые, превозмогая собственные эмоции, как бы снова переживают свои ранения — теряют уже пластмассовую ногу или руку. Используются и манекены. Единственное — здесь нет детей. Их труд в стране запрещен, да и ни к чему малышам участвовать в подобном жутком спектакле.

Читайте также: Откуда есть пошли американские ковбои

Такой тренировочный центр в США не один. Программа обучения реализуется сразу в 13 городках, первый из которых был построен еще в середине 80-х годов. Во время холодной войны у США другим был и противник — солдаты армии Советского Союза, а потому актеры и техника тогда выглядели иначе. Другим было и поведение массовки.

Во время "Бури в пустыне" в городках, подобных Медине Васл, впервые появились иракцы, а потом, с развитием операции на Ближнем Востоке, реализм происходящего на учениях был доведен до высшей пробы. Сравнительно недавно часть городков переделали под Афганистан, однако американцы афганского происхождения соглашаются на такую работу весьма неохотно. Да и программа в тренировочных городках теперь сильно смягчена — сюда даже возят экскурсии. Любопытные туристы смотрят на актерскую игру в "смерть на поле боя" как на процесс съемки кино…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить