Ледовое побоище - битва цивилизаций

Так уж получилось, что День космонавтики выпал на еще один знаковый день русской истории — Ледовое побоище. К слову сказать, произошедшая в субботу 5 апреля 1242 года битва происходила в День памяти мученика Клавдия, на Похвалу Пресвятой Богородице. Несмотря на позднейшие исторические наслоения, когда сражение русских ратей под водительством князя Александра Ярославича пытались представить как судьбоносное противоборство немцев со славянами и окончательное решение пресловутого тевтонского "натиска на Восток", современные историки рассматривают это сражение, несколько иначе расставляя акценты.

Это и немудрено, поскольку о самом Ледовом побоище сохранилось не так уж много подлинных исторических свидетельств. А между оставшихся — масса противоречий. Так одни историки считают, что был убит 531 рыцарь и 50 взято в плен. "Ливонская рифмованная хроника" сообщает о 20 убитых и шести плененных рыцарях, тем самым превращая ключевое сражение в заурядный местечковый конфликт.

И "патриотов" и "разрушителей мифов" примиряет только одно — обе противоборствующие стороны состояли не исключительно из немцев и русских. Господин Великий Новгород, по мнению историков, являл собой, как и вся Русь, полиэтническое государство. Борьба происходила не между двумя народами, а между данническими владениями Тевтонского ордена и Новгородской республики, между католицизмом и православием, наконец.

Перед походом на Псков на военном совете крестоносцев магистр Ливонского ордена Дитрих фон Грюнинген говорил: "Вам предстоит биться безжалостно с язычниками, будь то ливы, эсты или славяне, особенно с русскими еретиками — самым опасным и сильным нашим противником. Ибо руссы имеют склонность помогать и эстам, и литовцам, и ливам". Вице-магистр Андреас фон Фельвен рекомендовал собрать "под свои крестоносные знамена покоренных и крещеных язычников".

Коротко о фоне, на котором развернулось побоище, получившее эпитет Ледовое. Тевтонский орден, так же как и Швеция, стремился расширить свои владения на западе Прибалтики за счет Новгорода. В сентябре 1240 года рыцари ордена при поддержке псковского князя Ярослава Владимировича, эстонских вассалов датского короля и епископа Дерптского Германа фон Аппельдерна захватили приграничную крепость Изборск. Затем рыцари под предводительством упомянутого епископа и вице-магистра Ливонского ордена Андреаса фон Фельвена двинулись на Псков. Напомним, что 13 мая 1237 года Тевтонский орден объединился с Ливонским орденом меченосцев (договор в Витербо).

Фото: AP

В Новгородской летописи сообщается о предателе Твердиле Иванковиче, который якобы вступил в сговор с орденом, чтобы вместе управлять городом в течение двух лет. Взять Псков штурмом рыцари не смогли и прибегли к другой тактике, которая принесла им успех. В этой ситуации новгородцы вынуждены были пойти на поклон великому князю Ярославу Всеволодовичу и просить дать на княжение своего сына. С отрядом новгородцев и при помощи своего брата Андрея, ведшего рати из Владимиро-Суздальского княжества, Александр Невский (это прозвище появляется в письменных источниках лишь с 15-го века) выступил против Немецкого (Тевтонского) ордена, изгнав врагов из Копорья и Пскова.

После похода русского войска в "чудскую землю" (Эстония) на льду Чудского озера (озеро Пейпус) произошла легендарная победа князя Александра Ярославича над рыцарями Тевтонского ордена.

О самом сражении, как уже говорилось, сохранилось мало свидетельств. Самые важные: Житие Александра, Новгородская первая летопись старшего извода, Псковская и Суздальская летописи и Ливонская рифмованная хроника, созданная неизвестным автором в конце 13-го столетия. Впервые полностью и адекватно переведена на русский язык и опубликована только в 1966 году.

Точных сведений ни о ходе битвы, ни о военной тактике у историков нет. По одной из реконструкций, князь Александр расположил свое войско между Узменью и устьем реки Желчи на восточном берегу Чудского озера, "на Узмени, у Воронея камени", как сказано в летописи. Юрий Бегунов, историк, переведший на современный русский язык Житие Александра и написавший множество работ о святом князе пишет: "Войска были выстроены в три эшелонированных линии; на северной стороне Воронья камня укрылось конное войско князя Андрея (брата Александра Невского. — Ред.). Как обычно, немцы построили свои боевые порядки клином, или "свиньею". Во главе клина двигалась тяжеловооруженная рыцарская конница в броне; были там и датские рыцари из Таллина под командованием принцев Кнута и Абеля".

На самом деле это всего лишь плод измышлений историка, а не "фотографический снимок", сделанный по ходу сражения. Автор Жития святого Александра Невского утверждает, что очевидцы видели ангельский полк на воздухе, который пришел на помощь и побивал "немцев и чюдь". Автор "Рифмованной хроники" сокрушался, что к концу битвы рыцарям стало казаться, что на каждого из них напало по крайней мере 60 русских ратников. Не иначе, как с воинством небесным и их мечами и копьями, поскольку вреда закованным в броню рыцарям они не нанесли. Ливонский хронист сообщает: "Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен" (…dar bliben zwenzic brûder tôt, || und sechse wurden gevangen).

Из написанного можно сделать только один вывод — русские рати наголову разбили тевтонских рыцарей и чудь, имея численное превосходство и окружив своего противника. Дальнейшая интерпретация еще более сомнительна, нежели реконструкция ледовой сечи. Поскольку мы ступаем на зыбкую почву идеологии и политики, не имеющих под собой твердого основания, а лишь сиюминутные интересы.

При Петре Великом культу Александра Невского придали новый, имперский, характер. Ранее над образом князя потрудилась Русская православная церковь, сделавшая из него святого. Очередной импульс, в противовес большевикам, был инициирован при Сталине. Снова возродили из небытия воинский орден Александра Невского. К реальной исторической битве все это уже не имело отношения.

Зато осталось в анналах истории подлинное завещание святого князя Александра Ярославича, принявшего перед смертью схиму с именем Алексий. Произойдет это через двадцать лет после Ледового побоища, а тогда, выйдя на красную площадь кремля перед храмом Святой Троицы во Пскове-граде, обращаясь к горожанам и всей Земле Русской, он произнес: "Если забудете обо всем этом и до правнуков моих, то уподобитесь тем иудеям, которых накормил Господь в пустыне манною и жареными перепелами и которые обо всем этом забыли, как забыли и Бога, освободившего их из египетской неволи. А если кто из самых дальних потомков моих приедет в печали жить к вам во Псков и вы не примете его, то наречетесь вторые жидове!"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить