Если бы своими собственными руками не держался за поручни трапа этой уникальной атомарины, если бы не ползал по отсекам, изучая матчасть (так у военных называется все подведомственное железо), то как-то по-другому воспринимал бы День памяти погибших подводников, который отмечается сегодня. 7 апреля 1989 года погибла АПЛ "Комсомолец".
Именно эта дата стала отсчетом скорбного дня. Тогда, в 89-м, никто и представить себе не мог, что самый титулованный из мировых подводных кораблей, завсегдатай книг мировых рекордов утонет, унеся в своем чреве жизни двух десятков подводников… Суперчудо могучей советской "оборонки", атомная подводная лодка проекта с военным тактическим номером "К-278" по имени "Комсомолец", советская субмарина новейшего третьего поколения, единственная (первая и последняя) подлодка проекта 685 "Плавник", до сих пор лежит на дне Норвежского моря, в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий, на глубине 1600 метров. 42 члена экипажа погибли.
Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров. Большая атомная подводная лодка "К-278", заводской номер 510, заложена 22 апреля 1978 года на стапеле цеха 42 ПО "Севмашпредприятие" в Северодвинске. 30 мая 1983 года торжественно выведена из цеха, а 3 июня спущена на воду. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг и ПЛ приступила к ходовым испытаниям. 28 декабря 1983 года был подписан приемный акт и К-278 вступила в строй. 18 января 1984 года включена в состав Краснознаменного Северного флота. А через пять лет мне пришлось недолго послужить на рекордной глубоководной субмарине, которая считалась тогда верхом технического прогресса.
Читайте также: Человек-легенда, создавший атомный флот
Не помню, кому из кадровиков Краснознаменного Северного флота (это тогда) пришло в голову простажировать молодого командира дивизиона живучести, то есть меня, на "Плавнике" в период экипажного "межсезонья", то есть смены экипажа. Поясню: на советских, да и нынешних российских АПЛ экипажей не один, а два.
Атомная энергетическая установка способна бесперебойно работать очень долго, и автономность (то есть способность атомарины находиться в беспрерывном плавании) ограничивается только способностью экипажа бесперебойно выполнять свои обязанности. Ну, еще запасом продуктов, и больше ничем. Во всяком случае, курсантов высших военно-морских училищ обучали во времена СССР именно так. Чтобы повысить так называемый коэффициент боевого использования подлодки, на ней служат по очереди как раз два экипажа…
Две недели стажировки прошли незаметно, лодка понравилась, матчасть изучилась. Но в море на "Комсомольце" меня тогда не отправили, послали на другой корабль, хотя зачеты на самостоятельное управление подразделением на этой лодке я сдал успешно. Ну что ж, кадровикам виднее. Подлодке оставалось до катастрофы всего несколько месяцев… Получается, что судьба как бы уберегла меня, ведь если бы послали служить на "Комсомолец", то попал бы я как раз в тот экипаж, который был на борту во время катастрофы.
Нет смысла описывать подробности гибели АПЛ "К-278". Наберите соответствующе словосочетание — и интернетовские поисковики выдадут вам тысячи материалов по этой теме. Хотя о главном, наверное, стоит упомянуть. Итак, атомная подводная лодка "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей за свою историю боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой.
Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь, заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. На борту подводной лодки в ее последнем походе находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана первого ранга Е.А. Ванина. Основной экипаж "К-278" остался на берегу…
Реактор лодки был надежно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето-торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием.
В район гибели АПЛ "Комсомолец" в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами "Мир" в 1989-1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Нетрудно представить себе, что "Комсомольцем" занимались западные специалисты, скорее всего, из НАТО.
Дата гибели АПЛ "Комсомолец" провозглашена в России, как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем подводникам, кто до конца сражался за Отечество, и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"