Правильно говорят: будущее — это когда начинают сбываться самые оптимистические прогнозы пессимистов… Пару пятилеток назад военным в страшном сне не могло присниться то, что делается с армией и флотом сегодня. Не знаю ни одного элемента военной реформы, который активно не критиковали бы сами военные.
Памятны письма с десятками адмиральских подписей, в которых они протестовали против перевода Главного штаба ВМФ из Москвы с Санкт-Петербург. По адмиральскому мнению, такой перевод будет стоить десятки миллиардов, но всю управленческую структуру флота все равно не выстроить по новой за долгие годы. То есть наш могучий ВМФ на период реформирования может остаться вообще без целостного и внятного управления.
Адмиралы отмечали также, что в таком переводе могут быть заинтересованы в первую очередь некие коммерческие структуры, которым понадобился комплекс зданий почти в самом центре столицы. И что же? ГШ ВМФ в Питер все-таки переводят, а ушлые журналисты уже докопались, что здания действительно кто-то из бизнесменов старается перетянуть к себе…
Читайте также: Российскому флоту подрежут крылья
Не так давно специализированные издания, занимающиеся армией и флотом, облетела некая "пуля", что с 1 апреля 2011 года авиация Военно-морского флота России войдет в состав Военно-воздушных сил. Об абсурдности подобного реформирования тогда писали многие эксперты. Своими соображениями в интервью "Правде.Ру" тогда поделился военный эксперт капитан 1-го ранга, 1-й вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Приведем пару цитат: "Специфика подготовки и действий ВВС и авиации ВМФ совершенно разная. Достаточно вспомнить о том, что полеты над морем и сушей требуют различного уровня подготовки. В связи с этим волей-неволей возникает вопрос: для каких целей нужна на суше противолодочная авиация, в принципе не приспособленная для выполнения иных задач, кроме борьбы с подводными силами противника?"
Поделился своим мнением с "Правдой.Ру" и генерал-майор авиации Александр Мордовин: "Складывается впечатление, что люди не знают, чем они командуют и что левая рука не знает, что делает правая. Так что то, что подобные преобразования хотят осуществить к 1 апреля, весьма символично… Появится новый бюрократический барьер, который будет мешать согласованию в действиях родов войск и даже видов вооруженных сил… По всей видимости, истинная цель подобных реформ, сводящихся к "оптимизации", одна: продать все ценное и купить для их вершителей дорогие авто".
И что вы думаете? Как в воду смотрели. Уже вышло руководящее указание: в рамках продолжающейся реформы вооруженных сил с 1 апреля не только авиация ВМФ, но и авиация Ракетных войск стратегического назначения действительно передаются в подчинение военно-воздушным силам. Сколько лет пройдет, пока летчики приспособятся к новым условиям, неизвестно. Но понятно, что это может занять годы. И, между прочим, все эти годы обороноспособность страны будет крупно страдать.
В общем, до конца года ВМФ должен передать ВВС истребители Су-27, истребители-перехватчики МиГ-31, дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, а также часть транспортных самолетов…
Теперь горький реформенный юмор, что называется, без улыбки. Древний военный анекдот гласит: возвращается солдат со службы, женится, устраивается на работу и много лет подряд приносит жене очень уж микроскопическую зарплату. Та наконец спрашивает: "А что так мало-то?" Муж отвечает: "Да я еще на службе самолет сломал, вот, мол, до сих пор из зарплаты высчитывают…"
Некие гносеологические корни подобных анекдотов прекрасно прослеживаются в текущей армейско-флотской жизни. Вот последний случай, который активно комментируют военнослужащие Министерства обороны чином не выше полковника, то есть как бы "в низах": в Архангельске с простого майора ВВС требуют заплатить за поврежденный самолет 88 миллионов!
Суть: в Архангельский гарнизонный военный суд направлено для рассмотрения уголовное дело в отношении начальника группы руководства полетами, гвардии майора Романа Стороженко, который обвиняется в нарушении правил полетов и подготовки к ним, повлекшем тяжкие последствия. Об этом "Правде.Ру" сообщили в пресс-службе главного военного следственного управления Следственного комитета России.
10 марта 2010 года Стороженко, несмотря на тяжелые погодные условия и неочищенную надлежащим образом боковую полосу безопасности, разрешил полеты с военного аэродрома, расположенного в городе Котлас Архангельской области, а также дал "добро" на вылет экипажу, у которого отсутствовал допуск на проведение полетов в имевшихся погодных условиях. В дальнейшем, зная о том, что летчик МиГ-31 не наблюдает взлетно-посадочную полосу, Стороженко дал указание командиру экипажа произвести посадку истребителя.
По мнению следствия, эти нарушения привели к тому, что после приземления самолет выкатился с взлетно-посадочной полосы на боковую полосу безопасности, после чего столкнулся с препятствием и опрокинулся. Летчик и штурман, находившиеся в истребителе, получили травмы, а государству причинен ущерб в размере около 88 миллионов рублей. По оценке специалистов, восстановление МиГ-31 выглядит экономически нецелесообразным. Командованием воинской части подан гражданский иск о взыскании с бедного майора в полном объеме ущерба, причиненного государству, то есть тех самых 88 миллионов…
Самое интересное, что еще несколько лет назад никакой командир и не подумал бы вчинять такой суровый материальный иск подчиненному. Все ограничилось бы другими суммами, сравнимыми с несколькими должностными окладами.
Но еще интереснее обстановка, в которой майор "прохлопал" правила полетов. Именно ее не принял во внимание суд. Воинская часть, расположенная в гарнизонном поселке Савватия под Котласом, буквально через несколько месяцев после происшествия, осенью 2010 года, была переведена в Мончегорск Мурманской области, на Кольский полуостров. Каким было моральное состояние и летчиков, и руководителя полетов, которые прекрасно знали, что через очень короткое время навсегда покинут обжитые места, говорить, наверное, и не надо… Да и системы полетного обеспечения, и связи, и навигации работали, что называется, на последнем издыхании.
Вот что рассказал "Правде.Ру" подполковник запаса, прослуживший под Котласом много лет (свое имя он просил не указывать): "Случай с майором Стороженко хорошо известен многим. Мнение моих товарищей, офицеров таково: вина майора в происшествии, конечно, есть. Но, к сожалению, следствие по его делу не приняло во внимание те условия, в которых приходилось работать экипажам и полетным службам перед переводом части в Мончегорск. Условия были, прямо скажем, боевые. В общем-то, в период реформ вся наша авиация так существует — в боевых условиях. А на войне потери неизбежны… И спрашивать в первую очередь нужно не с майора, а с начальников повыше рангом…"
Кстати, МиГов-31, совершенно пригодных к эксплуатации, но направленных на консервацию, по разным данным, более двух сотен. Может быть, дешевле один из них расконсервировать и направить в строй, чем требовать с майора десятки миллионов, которые он, без сомнения, никогда не сможет выплатить?