19 марта у нас отмечают День моряка-подводника. В нынешнем году в этот день грех не вспомнить легендарного создателя атомных подводных лодок Сергея Никитича Ковалева. По признанию его коллег, ни в СССР, ни в России не было человека, который столько таланта и сил вложил бы в строительство военного атомного флота…
Он ушел из жизни совсем недавно, в конце февраля нынешнего года, не дожив до Дня подводника — праздника, который он отмечал всегда. Ведь этот день - профессиональный праздник не только военных моряков, но и конструкторов, инженеров-корабелов, наладчиков, рабочих. Ковалеву, легенде флота, был 91 год. Но на пенсию он так и не уходил. Еще несколько лет назад собирался в море на борту одной из "своих" подлодок, проходившей испытания…
Кстати, дата для проведения профессионального праздника подводников была выбрана не случайно: 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года по Указу императора Российской империи Николая в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки, а в состав Российского флота включены десять подводных лодок. С той поры в Российской империи и появился новый праздник, День моряка-подводника, однако после 1917 года отмечать его перестали. Почти восемь десятилетий спустя праздник был возрожден. 15 июля 1996 года Главком ВМФ адмирал Феликс Громов подписал приказ №253, в котором предписывалось официально отмечать День моряка-подводника ежегодно 19 марта. В этот день в столице российских корабелов-атомщиков, Северодвинске, где построено большинство советских и российских стратегических подводных атомоходов, вспоминают в первую очередь как раз генерального конструктора КБ "Рубин" Сергея Ковалева.
Читайте также: Хроника загадочной невезучей "Хиросимы"
Без этого человека нельзя представить ни отдельно взятый Северодвинск, ни российское военное кораблестроение в целом. Его знают в городе корабелов все. Легендарный генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда, петербуржец Сергей Ковалев провел в Северодвинске, наверное, самую яркую часть своей жизни. На главной российской военной верфи, "Севмаше", подсчитали, что он провел в командировках только в Северодвинске больше десяти лет. Еще несколько лет — на других верфях.
Начнем рассказ о главном военном корабеле страны с данных из интернет-справочников. Итак, "С.Н. Ковалев — крупнейший специалист и видный ученый в области подводного кораблестроения. Доктор технических наук, академик Академии наук СССР, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор более 150 научных трудов. Сергей Никитич — дважды Герой Социалистического Труда. Среди множества его наград — два Ордена Ленина и Орден Октябрьской Революции. Более 50 лет Ковалев возглавляет работы по созданию атомных подлодок, является главным, а затем генеральным конструктором 91-й построенной АПЛ по восьми проектам".
Подумайте сами, каково это: в 91 год — 91 атомоход на счету Ковалева. По одному на каждый год жизни… Вершиной славы Ковалева стало, конечно, создание тяжелого подводного ракетного крейсера третьего поколения системы "Тайфун". Крейсер занесен в Книгу рекордов Гиннесса и считается одним из сложнейших и наукоемких сооружений ХХ века. А ведь свой более чем 60-летний путь в кораблестроении он начал с того, что еще до Великой Отечественной войны смастерил своими руками разборную байдарку…
А теперь о том, что обычно остается "за кадром" официальных пресс-релизов, обычно не входит в энциклопедии и не присутствует в публикациях прессы.
Известный художник-маринист, капитан 1 ранга Александр Шауров в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" отметил вот что: "Однажды, несколько лет назад, Ковалеву подарили ящик с красками, и он взялся за кисти и теперь их не оставляет, даже выставки у него были. Начав писать незадолго до 80-летия, он очень быстро достиг уровня дипломированных художников".
"НевозможнозабытьчутьмрачноватыйюморСергеяНикитичаКовалева,—рассказал"Правде.Ру" известный публицист и историк, капитан 1 ранга Сергей Апрелев. — Кое-что навсегда войдет в анналы военно-морской юмористики". И действительно, сотрудники "Рубина" издали даже специальный сборник "ковалевского" юмора.
Ну вот, например, история, которую связывают в Северодвинске как раз с именем легендарного Ковалева. Генеральный конструктор (по легенде) не раз рассказывал ее молодым "рубиновцам" — для воспитания как бы. Историю изложил "Правде.Ру" ветеран-подводник, капитан 2 ранга Владимир Чернолихов:
"Ковалевская" атомная подлодка, благополучно отстрелявшись новенькой ракетой, возвращается с испытаний с полигона Белого моря домой, в Северодвинск. До "входного" Никольского буя остается всего несколько часов хода. На корабле объявлена традиционная в таких случаях большая приборка. Как положено, участвуют в приборке все — и экипаж, и гражданская сдаточная команда "Севмашпредприятия".
Старпом ходит по отсекам, зорко высматривая "шлангов", то есть отлынивающих от этого священного мероприятия. В жилом 5-бис отсеке он долго и нудно инструктирует старшину отсека, старшего матроса третьего года службы: мол, если найду беспорядок в твоем заведовании, уволишься в запас последним. Почему у тебя в отсеке не все пашут? Годок, старший матрос, который счет времени до демобилизации ведет уже даже не на дни, а на часы, минуты и секунды, вдохновляется.
Достается и военным, и гражданским. Годок гоняет из кают всех залежавшихся "шлангов", не взирая на чины, должности, а также военные и гражданские звания. Народ, собиравшийся перед приходом в Северодвинск подремать или на худой конец забить доминошного "козла", тяжко вздыхает. На большой приборке самый главный в отсеке — его старшина, тут против военно-морских традиций не попрешь. Приходится браться за ветошь и швабры…
В одной из кают живут крупные специалисты - руководители из проектного бюро "Рубин". Они сами выбрали для проживания четырехместную каюту именно в 5-бис отсеке, а не в элитном втором, рядом с командиром. Во-первых, здесь не так зазорно вовсю греметь костяшками домино и нардов во время учебной тревоги, во-вторых, ближе до камбуза и кают-компании. Годок-старшина, вломившись в каюту, мрачнеет и закручивает гигантские усы, которые любовно отращивал все три года службы. Далее происходит примерно такой диалог: "Так… Почему шлангуем? Оборзели? А ну, рысью на приборку!" "Да как вы смеете? Здесь три кандидата наук и один доктор!" "Да по мне хоть фельдшер-ветеринар. Ишь, доктора нашлись. Щас мигом вылечу!" "Мы будем жаловаться… лично главкому…" "Че? Дыши ровно, очкарик. Смирно!"
"Рубиновские" ребята забыли, что маленький человек, облеченный хоть на час-другой безграничной властью, становится страшен во гневе… К концу большой приборки, за час до подхода подлодки к Никольскому бую, командир вызывает старпома: идите лично пригласите старшего из "рубиновских" конструкторов, необходима его подпись в итоговом документе ходовых испытаний. Он где-то в 5-бис живет. Да смотрите поаккуратней, если вдруг спит — не разбудите. И повежливей, пожалуйста. Доктор наук любит флотскую интеллигентность…
Старпом, оказавшись в 5-бис отсеке, долго не может признать в замызганном очкарике со шваброй, выплясывающем возле гальюна танец дворника-ассенизатора, старшего из конструкторов. Даже неудобно показалось его к командиру приглашать в таком виде… Старпом подзывает старшину отсека, свирепого годка, и что-то шепчет ему на ухо. Годок понимающе кивает: "Эй ты, очкастый, ладно, оставь швабру. Быстренько умойся и пулей к командиру. Время пошло!"
Интересно, что сам Сергей Ковалев во время выходов в море на "своих" подлодках считался у подводников настоящим примером военно-морской культуры…