Откуда взялся Международный женский день

Что же мы празднуем 8 марта?

Судьбы некоторых светских праздников в России так же непредсказуемы, как прошлое страны. Хрестоматийным примером может служить 7 ноября — в течение 70 лет праздник официальный, с 1991-го "на любителя", а будущее красного дня календаря предсказать почти невозможно. С религиозными праздниками таких проблем нет, даже нехристиане в курсе, чему посвящены Рождество и Пасха, и время не изменит их содержания. Но восприятие светских дат может радикально меняться за сравнительно короткий промежуток времени. Не является ли одним из таких праздников Международный женский день 8 марта?

Начнем с того, что этот день не такой уж международный. Праздник 8 марта отмечается в России, странах бывшего СССР и некоторых государствах бывшего Варшавского блока. Женские праздники существуют во всех культурах мира, например, в странах Британского содружества Mother's Day празднуется 10 мая, а о дне 8 марта там никто не слышал. Однако у основателей Международного женского дня были поистине планетарные планы: после победы мировой революции его должны были отмечать по всей земшарной республике Советов, то есть везде, включая Африку и Антарктиду.

Все началось с того, что в 1910 году II Международная конференция женщин-социалисток в Копенгагене постановила: "В каждой стране организовать по соглашению с политическими рабочими партиями и профессиональными организациями специальный Женский день". Знаменитая немецкая революционерка и феминистка Клара Цеткин пишет в своих мемуарах: "Я имела тогда намерение создать день революционной мобилизации широких женских масс". При этом слетевшиеся на конференцию революционные дамы решили не устанавливать точную дату торжества, оставив ее выбор активистам охваченных революционным движением стран. В том же году инициативу проведения женского дня одобрил Коминтерн.

Читайте также: Мужчины празднуют День имени себя

После этого праздник ежегодно отмечался европейскими революционерами в разное время, так продолжалось три года. В 1914 году он был впервые проведен в один и тот же день 8 марта в Германии, Австрии, Дании, Швейцарии, Чехии, Венгрии, Голландии, Франции и России. А вскоре разразилась Первая мировая война, линии фронтов поделили Европу, согласовывать ежегодные переносы праздника стало сложно, и международный женский праздник навсегда закрепился за этим днем. Но почему именно 8 марта?

Фото: AP

Некоторые любомудрые исследователи говорят, что основатели женского праздника, в большинстве своем революционные евреи, приурочили его к Пуриму. Это один из главных иудейских праздников, он посвящен памяти царевны Эсфирь, которая благодаря близости к персидскому царю Артаксерксу спасла еврейский народ от нависшей над ним угрозы. Цена вопроса — уничтожение десятков тысяч персов по подозрению в антииудейских настроениях, первый известный геноцид в мировой истории.

Вот что говорит проповедник и церковный публицист дьякон Андрей Кураев: "Много веков назад Эсфирь спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа — праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне. (У иудеев сохраняется лунный календарь, поэтому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи.)

Поначалу так же скользил по календарю и Международный женский день. Прямо с Пуримом он не совпадал — это было бы слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И переносить каждый год его все же было неудобно. Так что логичным было бы зафиксировать празднование и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Кстати, решение о том, что такой праздник вообще должен праздноваться, принято Коминтерном в 1910 году, а самая свежая память о Пуриме — память о предыдущем: Пурим длится два дня и в 1909 году на 8 марта приходился как раз Шушан-Пурим (окончание Пурима; Пурим вообще празднуется с 11 по 15 адара, а в селах празднование может начинаться и раньше). Затем дата Женского дня менялась. А в 1914 году определилась окончательно: 8 марта. А тут где Пурим? Да рядышком: это был воскресный день, ближайший перед Пуримом 1909 года".

После того как дьякон Кураев опубликовал свою версию в прессе, на него обрушился шквал обвинений. Однако согласитесь, его доводы должны быть, как минимум, приняты во внимание. Так неужели, поздравляя дорогих нам женщин 8 марта, мы и не догадываемся, что косвенно превозносим ветхозаветную царевну Эсфирь и делаем это с благословения Клары Цеткин? У меня мороз по коже от одного такого предположения.

Вправославныхкругахвысказываетсяидеяперенесенияженского праздника на один из дней недели святых Жен-Мироносиц (третья неделя по Пасхе). В эту неделю церковь прославляет Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию и других учениц Христа, которые после погребения Учителя первыми, рискуя жизнью, пришли ко Гробу, чтобы по иудейскому обычаю помазать Его тело благовонным миром. Приступив ко Гробу, они пришли в замешательство, не обнаружив Учителя, но неожиданно услышали от ангелов весть о Воскресении Христовом (Марк 16, 1-8). Жены-Мироносицы первыми увидели воскресшего Спасителя и первыми проповедовали Его Воскресение апостолам. Неделя Жен-Мироносиц традиционно считается церковным "женским днем", когда в лице учениц Господа превозносятся высокие добродетели женской души.

Фото: AP

Можно также приурочить Женский день к празднику Рождества Богородицы 21 сентября. Против этого, кстати, не стали бы возражать и мусульмане.

Однако в России живут не только православные и мусульмане, а радость праздника 8 марта настолько укоренилась в народном сознании, что без этого дня "весна не весна". Так возможен ли компромисс?

Думаю, да.

Дело в том, что символы лишены сверхъестественных возможностей. Они не имеют магической силы, способной влиять на окружающий мир, не спрашивая его об этом, а лишь повинуясь замыслам своих творцов. Утверждать обратное — значит, спорить одновременно и с материалистической наукой, и с церковным вероучением, которое отвергает "заговоры", "талисманы", "обереги" и тому подобную чушь как язычество, награждавшее чудодейственными свойствами и способностью к целеполаганию лесные пни и погодные явления. Для христианина Крест — символ Христовой жертвы, знак победы над смертью, действенное орудие для "прогнания всякого супостата", в том числе бесов. Для нехристианина это две перекрещенные палки. Кресты на крыльях фашистских самолетов не имеют ничего общего с Пречестным и Животворящим Крестом Господним, хотя внешне так похожи.

То же самое касается символов инфернальных. С суевериями борются и церковь, и наука, совпадение трех шестерок в номере паспорта — никакая не "черная метка". Это совпадение, неприятное, но не более того. Ваш автор видел в Москве автобус маршрута, подумать страшно — 666, стены которого изнутри украшали портреты и описания боевых подвигов солдат, погибших в Афганистане. "Автобус памяти". И что же, считать, что чьей-то злой волей души павших воинов таким образом заключены в ад?

Происхождение пятиконечной звезды является предметом огромного количества гипотез, спекуляций и страшилок. Одна из популярных версий гласит, что древние иудеи, чьим символом и тогда была шестиконечная звезда, пятиконечной звездой клеймили лбы своих рабов. И такие звезды, водруженные после революции на кремлевских башнях и не только на них, символизируют порабощение России. А заодно Америки и всех тех стран и организаций, символика которых включает в себя пятиконечную звезду (и коньяк тоже?).

Наконец, вечный огонь, никогда до революции не символизировавший в России благодарную память о павших. Здесь намек настолько прозрачный, что просто оторопь берет. Ведь Христос сказал грешникам: идите от Меня в огонь вечный, уготованный дьяволу. Почти дословно — "вечный огонь"… К тому же в церкви огонь всегда находится над землей — огонь свечи, огонь лампады, а тут он вырывается из-под земли, да еще сквозь центр пятиконечной звезды, с которой далеко не все ясно.

Фото: AP

Что ж, готов допустить, что среди дизайнеров ранних советских символов были и каббалисты, и чернокнижники, которыми кишела революционная среда. Вот только спустя почти столетие их злокозненные мотивы меня абсолютно не колышут.

Я уверен: когда люди возлагают цветы к вечному огню, они славят не "сына погибели", а павших солдат — какой бы смысл ни вкладывал в этот символ его автор.

В молодости я два года носил головной убор с пятиконечной звездой на лбу, при этом "шабес-гоем" себя, хоть убейте, не считаю, поскольку служил не царевне Эсфирь, а Советскому Союзу. Я люблю звезды на кремлевских башнях, они величественны и красивы.

Думаю, к Международному женскому дню 8 марта нужно относиться примерно так же, даже православным. Светские праздники наполняются тем или иным содержанием не столько по воле их основателей, сколько по субъективному восприятию тех, кто их празднует. Особенно по прошествии 100 лет.

Поэтому каждый год 8 марта я, как и все русские мужчины, становлюсь страстным феминистом. В этот день я отмечаю не Пурим, не праздник солидарности революционных валькирий, а день прекрасных русских женщин, не похожих ни на царевну Эсфирь, ни на Клару Цеткин.

С праздником вас, любимые!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Станислав Варыханов
Станислав Варыханов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. *
Обсудить