В городе, полностью стоящем на воде, — Венеции — существует уникальная профессия гондольера. Нет, на лодках катают и в Шанхае, и в Бангкоке, и в Санкт-Петербурге, но в городе на севере Италии это возведено в особый культ, а гондольеры представляют собой закрытую касту. Стать венецианским лодочником может лишь сын гондольера. Людям с улицы путь в эту профессию заказан. Лицензий на управление необычной лодкой с одним-единственным веслом существует лишь 425. Причем для работы гондольером, помимо мореходного, нужно продемонстрировать и другие таланты.
Историки выяснили, что люди жили на островах лагуны, названной впоследствии Венецианской, еще в V веке до нашей эры. Во времена Рима здесь обитали племена венетов — в их честь и был назван удивительный город на воде. Первое же упоминание об особенной венецианской лодке — гондоле — относится к 1094 году. Но откуда взялось столь необычное название этого длинного одновесельного суденышка?
Свое имя гондола получила от слова gonger, которое означает "морской угорь". И ведь в самом деле так: длинная и черная, бесшумно скользит венецианская лодка по каналам. Гондола имеет плоское дно, а ее размеры строго регламентированы. Длина лодки составляет 11,05 метра, ширина — 140 сантиметров, а левый бок шире правого на 24 сантиметра! Такие особенности позволяют легко управлять, поворачивать, выравнивать и даже вращать лодку — при помощи одного-единственного весла. Для моря гондола не предназначена. Весит пустая лодка около 400 килограммов.
Читайте также: Откуда есть пошли американские ковбои
На носу гондолы имеется особый железный набалдашник — "ферро", на котором шесть выступов: они символизируют шесть районов города. Этот наконечник защищает нос лодки; служит противовесом гондольеру, который стоит на другом конце лодки, а также по нему определяют высоту мостов и возможность прохода гондолы под ними.
Максимальное число пассажиров, которых может взять на борт венецианский лодочник, — шесть, но от их числа не зависит прикладываемое к веслу усилие. Гондола идет одинаково легко что с пассажирами, что пустая — это возможно благодаря особой конструкции лодки.
В русском языке название экзотического венецианского "плавсредства" сначала произносилось как "гОндола" — с ударением на первый слог. Так продолжалось до начала XX века. Теперь же мы говорим "гондОла". Считается, что переход ударения произошел под влиянием отечественных поэтов, которые захотели, чтобы слово рифмовалось со словом "баркарола". Так называли особый вид песен гондольеров (от итальянского barca — "лодка"). Однако в Италии сейчас уместным считается произношение "гОндола" — как и ранее.
Эти лодки исторически являлись главным средством передвижения по каналам города — ведь в Венеции нет дорог, а потому традиционные извозчики были здесь бесполезны. В золотую эпоху гондольеров, в XVIII веке, в городе на воде курсировало несколько тысяч гондол. Ныне гондольеров в Венеции лишь 425 — так было решено Ассоциацией гондольеров.
Прежде чем получить лицензию, новый лодочник сдает несколько экзаменов: на умение управлять гондолой, на знание навигации, морского права, истории Венеции и владения иностранными языками — ведь часто гондольер является также и гидом по городу, проводящим экскурсию для иностранных туристов. Лицензии могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны чрезвычайно сложно.
Однако такие случаи известны, причем недавно гондольерами стали… две женщины. Стоит отметить, что в Венеции долгое время было запрещено брать на эту уникальную работу иностранцев и представительниц прекрасного пола. Но время взяло свое: 23-летняя итальянка Джорджия Босколо и 42-летняя Александра Хай добились получения заветных лицензий.
Все экзамены они сдавали в 2009 году наравне с мужчинами, причем Александре Хай это удалось лишь с третьей попытки. Женщина, в итоге, решала вопрос о своем "допуске к веслу" в суде. Джорджия Босколо стала гондольером значительно проще: ее отец является лодочником, так что девушка с детства была в курсе "тонкостей" профессии. Отец, кстати, хотя и гордится своей наследницей, но в целом не одобряет приход дам в это ремесло — он чтит традиции.
Особого внимания заслуживают песни гондольеров — это настоящие оперные арии! Хороший голос и музыкальный слух являются большими плюсами при приеме на работу новых лодочников, так что все действующие гондольеры в Венеции поют. Хотя делают они это по-разному и не всегда в лоне старинных традиций.
Например, очень популярной среди туристов считается традиционная неаполитанская "O Sole Mio", хотя в Ассоциации гондольеров лодочникам ее крайне не рекомендуют исполнять — она не венецианская, не баркарола. А между тем, гондольеры на заказ поют даже попурри из популярных песен или новую классику, вроде Beatles или Deep Purple.
Ведут борьбу в Венеции и за внешний вид лодок: в последнее время для привлечения клиентов гондолы сталиукрашать мигающими гирляндами, яркими рисунками и флажками — что тоже не соотносится с древними канонами ремесла.
"Мы должны напомнить всем, что мы в Венеции, а не в Лас-Вегасе!" — с негодованием как-то заявил глава Ассоциации гондольеров Роберто Лупи. Лампочки теперь надо снимать, лодки снова красить в черный, а сиденья не обивать красной или золотой кожей — они могут быть только темных тонов.
И лодочники подчиняются — ведь гондольеры как истинные представители необычной профессии живут только в одном городе. Тихо скользят по каналам Венеции черные гондолы, слышен плеск весел, а песни лодочников радуют слух восхищенных туристов. К тому же теперь среди гондольеров есть и две дамы. Наверное, совершить прогулку на их лодках — это особое удовольствие.