В те времена, когда создатель факсимиле еще не появился на свет, государственным деятелям приходилось здорово попотеть, подписывая массу самых разных документов. Неизвестно, как именно ругался Авраам Линкольн, подписывая в 1864 году прокламацию об освобождении рабов, но факт остается фактом: все 48 копий были завизированы надлежащим образом.
Надо сказать, что копии прокламации были, как сегодня сказали бы, сувенирными — их продавали по десять долларов, а собранные средства пошли на помощь солдатам, раненым в ходе Гражданской войны. Один из этих сувениров, дошедший до наших дней, будет выставлен на аукционе Sotheby's десятого декабря. За копию прокламации устроители рассчитывают выручить до полутора миллионов долларов.
Столь высокая цена объясняется тем, что артефакт связан с именами сразу двух выдающихся государственных деятелей — самого Линкольна и Роберта Кеннеди, брата президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, купившего прокламацию век спустя после ее подписания. За бумагу Кеннеди, занимавший пост генерального прокурора, выложил 9,5 тысячи долларов.
Теперь же реликвия снова поменяет своего хозяина. Сейчас документ из коллекции Роберта и Этель Кеннеди выставлен на всеобщее обозрение в филадельфийской библиотеке, а позже прокламация поедет в Бостон и Нью-Йорк.
Предыдущие торги, на которых выставлялись копии документа, проходили с неизменным успехом: в 2001, 2002 и 2005 годах коллекционеры выкладывали за этот лот от 550 до 800 тысяч долларов соответственно. Еще четыре прокламации были проданы на черном рынке — последняя из таких сделок была совершена в 2009 году.
Член совета директоров Исторического общества Пенсильвании Натан Рааб отмечает: "Этот документ имел для Кеннеди особенное значение. Те, кто интересуются историей, непременно должны хотя бы взглянуть на прокламацию. Она символизирует собой связь между благородными идеалами 1860-х и 1960-х. Прокламация — это настоящий талисман, постоянное напоминание о том, что борьба за свободу никогда не прекращается".
Коллега Рааба, профессор Университета Темпл Энди Уоски, добавляет: "Для Кеннеди прокламация была чем-то мистическим. Изучая последствия подписания этого документа для всей страны, он невероятно гордился тем, что обладает такой ценностью".
На сегодняшний день "в живых" осталось только 25 копий этого документа. Экземпляр, принадлежавший Кеннеди, 40 лет провисел в доме Роберта и Этель в городе Маклин. Средства, вырученные от продажи, отойдут наследникам Кеннеди, комментариев которых, кстати, журналисты так и не смогли получить.
Читайте также: Покупая на аукционах, советуйся с Интерполом
Но вернемся в прошлое. Июнь 1864 года, Чикаго, Логан Сквер. Санитарная комиссия США, прародитель Американского Красного Креста, организовала благотворительную ярмарку для помощи больным и раненым солдатам и членам их семей. Ковры, фарфоровые сервизы, книги, золотые украшения — сердобольные американцы тащили из домов все, что не очень жалко, чтобы поддержать пострадавших в Гражданской войне, до окончания которой оставался еще год.
Текст исторического документа был опубликован в бесплатной газете, распространявшейся на ярмарке — Our Daily Fare. Заметку вполне можно было считать рекламой: "Оригинал прокламации об освобождении рабов, подписанный президентом Линкольном, продается на Чикагской ярмарке за триста долларов. Дубликаты с подписями Авраама Линкольна, секретаря Сьюарда и мистера Николая, выставлены на продажу на стенде Daily Fare всего по десять долларов. Каждый патриот должен испытать гордость обладания одним из этих документов".
Копии прокламаций по всем приметам должны были стать гвоздем программы, но увы: современники Линкольна не оценили всю важность документа — десять экземпляров так и не нашли своих покупателей. Кстати, идею о выпуске "дополнительного тиража" президенту подали Уильям Генри Сьюард, тогдашний госсекретарь, и Джон Николай, первый секретарь Линкольна. Сам глава государства скромно заметил: "Если мое имя войдет в историю, то только благодаря этой прокламации".
Имя первоначального хозяина документа, который пока ждет своей участи в библиотеке, историки так и не смогли установить. Известно лишь то, что до Кеннеди им владел коллекционер Чарльз Уэсли Ольсен, родственники которого распродали часть его имущества после смерти Ольсена. Для того времени сумма в 9,5 тысячи долларов за документ, пусть даже и такой значимый, была чем-то невероятным, так что Кеннеди, сам того не желая, поставил рекорд.
Да, что касается оригинала: передавая его на благотворительную ярмарку, Линкольн признался, что хотел бы сохранить этот документ, однако предпочитает, чтобы прокламация, а точнее, средства, вырученные от нее, послужили на благо солдат, сражавшихся в войне Севера и Юга. Позже прокламация погибла в Великом чикагском пожаре 1871 года.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"