В Петербурге 2 декабря нынешнего года начался уникальный судебный процесс. Впервые в России предъявлен иск археологам, которые обнаружили ценные объекты культурного наследия и отказались разрешить их уничтожение. Речь идет о находке руин шведских крепостей Ниеншанц и Ландскроне и древнерусской крепости времен Невской битвы на Охтинском мысу.
Случай, как вы понимаете, действительно уникальный. Однако с крепостью Ниеншнац в российской истории всегда были связаны события, мягко говоря, не тривиальные. Так, в мае 1703 года, после того как русские солдаты захватили этот последний форпост шведов в устье Невы (кстати, это было сделано всего за одну ночь), к месту, где он находился, подошли два шведских фрегата, чьи команды не знали о падении крепости. Однако будущие победители Карла XII не растерялись и захватили эти корабли, воспользовавшись баркасами местных жителей. В честь этого славного события государь Петр Алексеевич приказал выбить памятную медаль с надписью "Небываемое бывает".
Кто бы мог подумать, что через 307 лет после этого в городе, на территории которого когда-то располагался знаменитый Ниеншанц, вновь случится "небываемое". На этот раз, правда, ситуация немножко иная — в роли "захватчиков" выступают представители компании "Газпром", которые подали в суд на археологов, нашедших руины Ниеншанца. И не только его, но и еще других крепостей, более древних, чем эта.
Напомню, что после взятия его русскими солдатами в 1703 году Ниеншанц (на русский язык это название переводится как "Невский окоп") существовал недолго. Некоторые историки считают, что уже в 1704 году крепость была срыта, а материал, оставшийся от нее, пошел на строительство укреплений молодого города Санкт-Петербурга. Однако часть ученых уверена, что крепость, переименованная Петром I в Шлотбург, сохранялась в абсолютно нетронутом виде до 1717 года, когда были снесены ее внешние укрепления.
Согласно архивным данным, внутренние укрепления Шлотбурга можно было видеть даже в 1849 году, правда очевидцы отмечали, что к тому времени эти постройки уже изрядно обветшали. Точная дата окончательного "демонтажа" бывшего Ниеншанца неизвестна, но некоторые полагают, что, скорее всего, это произошло не раньше 1853 года.
Несмотря на то что местонахождение "Невского окопа" было известно историкам достаточно точно — он горделиво возвышался в устье реки Охта на ее левом берегу, рядом с современной Красногвардейской площадью в Санкт-Петербурге. Однако достаточно долгое время раскопки на территории бывшей крепости не проводились. И только в 1992-1998 годах археологической экспедицией под руководством П.Е. Сорокина были проведены исследования, в результате которых остатки сооружений Ниеншанца были наконец-то обнаружены. Чуть позже, в 2001 году, территория между Невой и левым берегом устья Большой Охты была официально объявлена археологическим памятником и взята под охрану государства.
Читайте также: Война, которая создала Россию
Однако выяснилось, что в результате долгой и планомерной работы отечественные археологи нашли не только "Невский окоп". Ими также была обнаружена более древняя шведская крепость Ландскроне, которая существовала в этих местах в XIV веке. Согласно историческому документу "Хроника Эрика", это сооружение, чья подземная часть полностью сохранилась на глубину четыре метра, было построено шведами в 1300 году, но через год взято и сожжено войсками новгородцев, которыми руководил сын знаменитого Александра Невского князь Андрей Городецкий.
Кроме того, обнаружение фундамента Ланскроне было не последним сюрпризом, который петербургская земля преподнесла археологам. Вскоре после всех этих сенсационных находок была обнаружена еще более древняя крепость, причем "отечественного производства". Предполагается, что это укрепление было построено в XIII веке, возможно, под руководством самого Александра Невского сразу после Невской битвы, для того чтобы закрепить за собой этот важный для Новгорода регион и предотвратить дальнейшие нападения шведов. Добытые археологами ценные экспонаты были помещены в созданный в 2003 году музей "700 лет: Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц", который находится в бизнес-центре "Аскольд", построенном на территории памятника.
"В результате получается целый комплекс крепостей, историко-археологический и, замечу, военно-мемориальный комплекс. Здесьгеройскипогибали русские воины и в начале XIV, и в начале XVIII века. Он, среди прочего, показывает, что Петербург сам по себе — не случайность. Вот, говорят, построили город на болотах… Ничего подобного: это место до этого столетиями осваивалось правительствами двух стран, шведским и русским", — комментирует результаты находок сотрудник Института археологии РАН Василий Нефедов в интервью "Газете.Ru".
Однако нынче этим уникальным памятникам русской и шведской культуры и воинской доблести вновь грозит полное уничтожение. Причем их взяли в осаду не вновь вернувшиеся шведские завоеватели, а сотрудники крупнейшей российской компании "Газпром". Дело в том, что непосредственно рядом с памятником, несмотря на все правительственные распоряжения, уже несколько лет ведется строительство так называемого "Охта-центра", который фактически является офисным зданием вышеупомянутой компании.
Как рассказывает Василий Нефедов, санкт-петербургская экспедиция института "Наследие" по договору со строителями работала на Охтинском мысу с 2006-го по 2009 год. Помимо раскопок и написания научных отчетов руководство экспедиции должно было подписать акты о передаче исследованных площадей под застройку.
Однако, когда выяснилось, насколько хорошо там сохранились остатки средневековых крепостей, известных по разным историческим документам, руководитель экспедиции Петр Сорокин отказался подписывать эти акты. По словам Нефедова, после этого Сорокина "просто выгнали" с работы. Теперь, утверждает ученый, чтобы дезавуировать его позицию, "Газпром" хочет обвинить Сорокина в неисполнении договора, заставить его признать, что экспедиция ничего не сделала, что все достигнутые результаты ничтожны, и каким-нибудь образом вырулить на то, что объектов культурного наследия там нет.
Итак, похоже, проявляется очередная отечественная тенденция, которую кратко сформулировал еще В.И. Ленин, когда говорил о том, что каждая кухарка сможет управлять государством. Суть ее заключается в том, что неспециалист берется давать оценку работе специалиста. Я абсолютно не сомневаюсь в том, что сотрудники "Газпрома" чрезвычайно компетентны во всем, что касается разработки газовых месторождений, но, как вы понимаете, это еще не значит, что они могут давать квалифицированное заключение относительно ценности культурных объектов.
Правда не исключено, что для того, чтобы дать подобную оценку, компания пригласит специалистов-археологов и историков. Однако мне кажется, что вряд ли кто-то из отечественных ученых пойдет на то, чтобы своей рукой подписать приговор памятникам, прославляющим победы русского оружия. А если кто и сделает это — то в дальнейшем научное сообщество России, большинство членов которого еще не потеряли совесть и патриотические чувства, просто объявят его персоной нон грата отечественной науки.
Откровенно говоря, также вызывает недоумение и позиция правительства Российской Федерации, которое, судя по всему, долгое время допускало то, что одна из отечественных компаний в открытую нарушает постановление об охране памятников истории и архитектуры. Получается, что прибыль от газа в нашей стране дороже, чем собственное культурное наследие? Но как тогда можно говорить о патриотическом воспитании молодежи? Надо заметить, что 3 декабря Валентина Матвиенко заявила о том, что, возможно, "Газпрому" будет предложено другое место для строительства общественно-делового района "Охта-центр".
Читайте также: "Чёрные археологи" на тропе войны с… историей
Так что, как видите, все не так уж и плохо. Да и суд только-только начался и исход его в данный момент мало предсказуем. Хотелось бы, чтобы он принял такое решение, в результате которого удастся и Ниеншанц сохранить, и "Охта-центр" построить.
Тем не менее, лично мне, когда я слышу об этой печальной "небывальщине", очень хочется, чтобы государь Петр Алексеевич хоть на несколько дней вернулся в этот мир. Я уверен, что узнав о том, как "Газпром" пытается уничтожить память о победах русских солдат, он сразу бы взял свою знаменитую трость и показал бы сотрудникам этой компании, что такое патриотизм. Жаль, что подобное в принципе невозможно. Хотя… Известно же, что на петербургской земле бывает всякое. В том числе и небываемое…