ДТП: ответственность несет каждый

По данным ВОЗ, ежегодно ДТП уносят жизнь более 1,2 млн человек. На трассах нашей страны каждый день погибают 3-4 ребенка, а еще 50-60 получают увечья. В воскресенье, 21 ноября, мир отмечает День памяти жертв ДТП. Люди собираются на улицах или площадях, чтобы почтить память погибших, а живым напомнить об ответственности, которую несет каждый.

Идея ежегодного дня памяти дорожных аварий пришла от британского благотворительного фонда помощи жертвам ДТП RoadPeace, который отмечает этот день с 1993 года. В 1998 году День памяти вышел за пределы Европы и появился на других континентах.

26 октября 2005 года в своей Резолюции Генеральная Ассамблея ООН призвала все страны-члены по всему миру признать Всемирный день памяти жертв ДТП и отмечать его в третье воскресенье ноября. По обыкновению в этот день, люди, потерявшие близких в дорожных авариях, а также все неравнодушные собираются на улицах или площадях, чтобы почтить память погибших, а живым напомнить о том, что лишь взаимное уважение всех участников дорожного движения и соблюдение правил — залог безопасности на дорогах.

Цифры, которые ежегодно озвучивают сотрудники ГИБДД, ужасают. С начала года в результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах России погибли 21 328 человек, были ранены 206 489. В целом за десять месяцев 2010 года на дорогах страны было зарегистрировано более 164 тысяч аварий.

Три-четыре ребенка ежедневно погибают на российских трассах, 50-60 детей каждый день получают увечья. 45% погибших детей получили травмы, несовместимые с жизнью, будучи пассажирами транспорта. Получается — ежегодно на российских дорогах погибает целая школа.

Читайте также: Кто пытается скрыться с места ДТП

"В России с начала года на более чем 6% сократилось число погибших в ДТП", — сообщил заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. По его словам, "квалификация" ДТП остается без изменений: более 85 % ДТП — это вина водителей, грубо нарушающих правила. На первом месте среди нарушений — превышение скорости или несоответствие скорости условиям дороги, несоблюдение правил проезда перекрестков, выезд на полосу встречного движения. Также весьма распространены наезд на пешеходов и столкновение с преградой.

Если говорить о пешеходах — они виноваты в каждом восьмом происшествии, в том числе и с участием детей. Несоблюдение элементарных правил — выход из-за стоящей автомашины, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора, в неустановленном месте.

Фото: AP

Задумайесь! Глядя, как взрослый ленится спуститься в "подземку" или дойти несколько метров до "зебры", точно так же поступают и дети — что в свою очередь приводит к трагедии.

В этом году 2858 пешеходов нарушили Правила дорожного движения, а маленьких нарушителей инспекторами было остановлено 1863 человека.

Невозможно отрицать, что каждое правило ПДД написано кровью (как говорят сами инспекторы), и что львиная доля всех трагедий на дорогах страны — как раз нарушение этих самых правил. Ведь каждый человек, независимо от того, имеет ли он автомобиль или является пешеходом — участник дорожного движения. Однако к этому прибавляется и еще одна проблема, которая не в меньшей степени виновна в человеческих смертях. Это дороги. Именно некачественное состояние дорожного покрытия и приводят к авариям, зачастую со смертельным исходом.

Так, по словам министра внутренних дел Рашида Нургалиева, каждое четвертое ДТП в России происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог. Причем, судя по всему, состояние трасс ухудшается: количество подобных аварий за 2010 год выросло на 12,9%.

Российские дороги можно считать опасными, особенно по сравнению с западными. По показателям смертности на дорогах РФ превосходит Германию более чем в шесть раз. Причем эти цифры относятся не только к количеству ям и выбоин на автотрассах: сюда так же входят отсутствие знаков дорожного движения, разметки и т. п.

Россия, впрочем, не одинока в своей беде с дорогами. На Украине немецкий концерн ДЕКРА, являющийся ведущим экспертом в сфере безопасности дорожного движения, проводит исследования и мониторинги. Выводы специалистов неутешительны: главные факторы, которые влияют набезопасность дорожного движения в Украине, аналогичны российским. Это плохое состояние дорог, техническая неисправность транспортных средств и низкая подготовка водителей. По данным ДЕКРА, половина всех украинских ДТП за прошедший зимний период 2009–2010 были обусловлены плохим состоянием дорожного покрытия. Но, несмотря на это, в ГАИ лишь единицы ДТП — зарегистрированные по причине погодных условий (гололеда и пр.), так же, как и случаев, когда к ответственности в качестве виновников привлекаются руководители дорожных служб.

Почти во всех "погодных" авариях виновными "назначают" водителей.

Кстати, сама формулировка, наиболее часто встречающаяся в протоколах ДТП (как в РФ, так и на Украине) — "по непонятным причинам потерял управление транспортным средством" — является своего рода индульгенцией для ГИБДД. Ведь именно эти структуры осуществляют техосмотр транспорта, и писать "техническую неисправность" авто как причину — значит признавать себя виновными, поскольку сами (за деньги или по глупости) выпустили на дорогу "бомбу".

Фото: AP

Не последней причиной ДТП является низкий уровень подготовки водителей. Что греха таить, зачастую "на права" у нас не сдают — их покупают их или даже дарят.

По словам главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ Виктора Кирьянова, в преддверии Дня памяти и непосредственно 21 ноября по всей стране пройдет ряд акций, конференции и "круглые столы" на тему безопасности дорожного движения.

Кроме того, ГИБДД обратилось с просьбой к представителям религиозных концессий провести в этот день поминальные службы о погибших в ДТП, а также службы о здравии всех участников дорожного движения, призвав прихожан к безопасному поведению на дорогах.

"Наша основная цель — привлечь внимание россиян к ужасающим масштабам смертности на дорогах не только в нашей стране, но и во всем мире, — подчеркнул Кирьянов.

Кстати, надо отметать, что в РФ, как и в некоторых других странах бывшего СССР, укоренился обычай — на месте дорожной трагедии, в которой погибли люди, устанавливать придорожный знак — импровизированную могилу, устанавливать крест или вешать венок. Учитывая ужасающие масштабы аварий со смертельным исходом трассы стали напоминать погосты. Это явление вызывало оживленные дискуссии как среди водителей, так и среди представителей религиозных конфессий — можно или нет, нужно или не нужно напоминать о смерти в дороге. Дисциплинирует ли такое "Memento mori" водителя, делая более внимательным и аккуратным, или наоборот — отвлекает. Некоторые утверждали, что культ придорожных "кладбищ" и вовсе излучает дурную энергетику, что также повышает аварийность.

Однако недавно чиновники решили поставить точку в спорах — решив, что необходимо убрать с придорожной полосы все "помеченные смертью" места. Правда, логика чиновников была более прагматичной, нежели у водителей и священников: главным аргументом стал незаконный "захват" земли.

Об этом год назад заявил заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктор Нилов. И сообщил, что заняться этим должны родные погибших, либо же специальные службы.

Кстати, сам он в преддверии прошлогоднего Дня памяти открыл "монумент" — предупреждение нетрезвым водителям. Памятник представляет собой бутылку высотой в 12 метров, внутри которой находятся покореженные корпусы разбитых в авариях машин. Скульптура была установлена у Международного торгового центра на Краснопресненской набережной, затем ее планировали перенести на Ленинградский проспект.

Фото: AP

21 ноября 2010 года в каждом городе собираются колонны автоклубов. С приспущенными клубными флагами они съезжаются на центральную площадь или в другое общеизвестное место города. В 13:00 все участники мероприятия в течение 10 секунд беспрерывно вдавливают клаксон своего авто, отдавая таким образом дань памяти погибшим в многочисленных дорожных происшествиях.

Самые крупные дорожные трагедии 2010 года

2 октября в Днепропетровской области Украины поезд протаранил автобус.

В городе Марганец на железнодорожном переезде локомотив врезался в пассажирский автобус "Эталон". Водитель автобуса выехал на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал семафора. В результатеэтоготрагического события погибли около 40 человек, 10 получили тяжелые травмы.

Читайте также: Пьяный автоинструктор чуть не откусил гаишнику нос

9 октября крупная авария произошла на трассе, соединяющей провинции Цзянсу и Аньхой на востоке Китая. Грузовой автомобиль столкнулся с автобусом, в котором находились 53 человека. В результате ДТП погибли 17 человек, еще 23 были госпитализированы. Причиной аварии скорее всего стала низкая видимость, обусловленная сильным туманом.

6 октября более 20 человек погибли, около 30 человек были ранены в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) в Анголе. Инцидент произошел на одной из трасс северной провинции Бенго (Bengo). Водитель автобуса, в котором находились более 50 человек, решил совершить обгон транспортного средства, но не справился с управлением. В результате его действий автобус сошел с трассы.

В ночь на 27 сентября 15 человек, большинство из которых были детьми, погибли, а еще восемь получили тяжелые ранения в результате столкновения грузовика и пассажирского автобуса в аргентинской провинции Санта-Фе. Авария произошла неподалеку от города Вилья-Окампо. Автобус, в котором группа детей возвращалась с танцевального конкурса, врезался в грузовик, перевозивший сахарный тростник.

18 сентября грузовик, перевозивший в кузове около сотни пассажиров, опрокинулся в придорожную канаву на севере Ганы ‑ государства в Западной Африке. В результате 30 человек погибли и еще 80 были доставлены в больницу с травмами. Как рассказал очевидец событий, авария произошла после того, как водитель грузовика попытался пойти на обгон впереди идущего автомобиля.

16 сентября два автобуса столкнулись в Судане, в 60 км к югу от столицы страны города Хартум. В результате аварии 37 человек погибли, 26 получили ранения. По предварительным данным, один из автобусов пытался обогнать грузовик и врезался в микроавтобус, ехавший во встречном направлении.

15 сентября рейсовый автобус, следовавшийпо маршруту Хамадан — Тегеран, упал с моста в 120 км от иранской столицы. В результате аварии погибли 29 человек, 11 человек ранены.

Фото: AP

8 сентября 15 человек погибли и 24 получили ранения различной степени тяжести в результате дорожно-транспортного происшествия в афганской провинции Газни. Инцидент произошел в районе Нанай уезда Андар на автотрассе Кабул — Кандагар. Водитель не справился с управлением, пассажирский автобус на высокой скорости слетел с трассы и перевернулся в кювет.

15 августа 20 человек погибли в результате крупного ДТП недалеко от финансовой столицы Нигерии, города Лагос. Трагедия произошла на одной из самых загруженных трасс страны. Грузовик, ехавший под уклон, врезался в автоколонну из нескольких десятков машин, стоявших на полицейском КПП. Причина аварии — грузовика отказали тормоза. В результате аварии возник сильный пожар.

11 августа грузовик с людьми упал в озеро Танганьика на востоке Демократической республики Конго. В результате аварии погибли около 50 человек.

26 июля 26 человек погибли в автокатастрофе в южной афганской провинции Кандагар. ДТП произошло в уезде Даман. Помимо погибших, 12 человек получили ранения. Причиной автокатастрофы стала невнимательность водителя и нарушение скоростного режима.

26 июня около 20 человек погибли и еще более 20 получили травмы в результате столкновения пассажирского автобуса с грузовиком в индийском штате Бихар на северо-востоке страны. По версии полиции, водитель автобуса не справился с управлением на сложном участке дороги.

В ночь на 2 июня маршрутное такси столкнулось с автобусом, перевозившим военнослужащих армии Зимбабве. В результате ДТП 16 человек погибли, 17 получили ранения. Инцидент произошел в 45 километрах северо-западнее зимбабвийской столицы Хараре.

По данным Всемирной организации охраны здоровья, ежегодно в мире от ДТП погибает более чем 1,2 млн человек. Мало того — в ближайшие 20 лет ученые прогнозируют увеличение этой цифры на 65%…

Читайте самое важное в рубрике "Общество"

Автор Анна Орлова
Анна Орлова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить