В 70-80-х годах измученный бытом советский человек с завистью смотрел на красивый мир "заграничной жизни" на голубых экранах. Особой популярностью пользовались "Шерлок Холмс", "Принц Флоризель", "Трое в лодке": элегантные джентльмены, обворожительные барышни, роскошные интерьеры… Но так ли красиво жилось в "доброй старой" викторианской Англии?
Кусок мяса на блюде у соседа всегда выглядит больше и сочнее. Жизнь в другие времена и в других странах представляется более интересной и захватывающей. Не до исторической правды читателям и зрителям, восхищенными взглядами рассматривающим жизнь высшего света в XIX столетии. Статные кавалеры и обворожительные барышни, "балы, шампанское и вкус французской булки". Словом, как упоительны в России вечера! И как они, должно быть, упоительны в Европе!
В 1970-х и 1980-х годах измученный ненавязчивым сервисом и тяжелым бытом советский человек с упоением смотрел на фантастически красивый, пусть и насквозь фальшивый, целлулоидный мир дворянства. Особенным шиком у режиссеров было снимать кино про заграничную жизнь. Наиболее продвинутые из них стали снимать коктейль из прошлого и чужеземного. Так на "голубых экранах" замаячила викторианская Англия. К шедеврам позднего советского кинематографа добавились изумительные картины: "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Принц Флоризель", "Трое в лодке" и другие.
Выйдя из дома, где у теплого камина грелись любимые герои, рассуждая о высоких материях, наш человек видел вокруг себя грязь и стены облупившихся домов, слышал ругань и трехэтажный мат. Попадание из мира искусства в реальный мир порождало мифы. Очень стойкие. Даже книги депутата Владимира Мединского, последовательно разоблачающего "мифы о России" не в состоянии ничего изменить. Тем более, не сделать этого в небольшой заметке. Наша задача — дать пищу для размышлений.
Читайте также: Меняю однушку в Москве на трешку в Париже
В Рунете можно наткнуться на чуть ли не ежедневные сообщения о грязи на российских дорогах, прорвавшейся канализации и прочих катаклизмах, изматывающих наши нервы. Конечно, такое положение дел нужно срочно исправлять. И доказывать, что у нас нет и не было дряни на улицах, — бессмысленное занятие. Поэтому предлагаем сесть в виртуальную "машину времени", чтобы посмотреть, как жили в процветающей "доброй старой Англии".
Осторожно! Двери закрываются! Следующая станция — викторианская Англия. Королева Виктория — самая влиятельная женщина XIX века — правила огромной территорией Британской империи 60 лет. Целая эпоха. Одежда и архитектурный стиль нам отлично знакомы. Уже тогда существовала фотография, и потомки многократно воссоздавали быт и стиль той эпохи. Оказавшись там, мы безошибочно найдем приют знаменитого сыщика на Бейкер-стрит, 221Б. Хотя дома под таким номером никогда не существовало. Оказавшись внутри, мы наткнемся на лакея или женщину-прислугу, но, прошмыгнув мимо них, столкнемся с чахоточно-бледными лицами хозяев.
"Чахоточный" — это не эпитет. Даже в самых богатых домах, в тяжелых портьерах, роскошных коврах, расстеленных в каждой комнате, на многочисленных безделушках, расставленных на инкрустированных полках, столиках и прочей мебели с завитушками скапливается пыль. Прислуга без пылесосов не в состоянии избавить своих хозяев (и самих себя) от попадания пыли в легкие. Но опасна не природная пыль. За окном бушует промышленная революция, а ее производноепопадает в квартиры. Стены окрашены пигментом на основе красного и белого свинца. Из-за перепада температур и влажности эти химические выделения проникают через органы дыхания и кожу в организм.
Покрытые яркими обоями, стены оказываются вдвойне вреднее. Красители созданы из ядовитых веществ. "Особенно опасным был зеленый цвет, — пишет знаток проблемы Таня Дитрич в книге "Повседневная жизнь викторианской Англии", — для получения которого применялся мышьяк, а также лиловый, розовый, некоторые оттенки голубого и серого. В некоторых обоях скапливалось до 50% мышьячной кислоты. В довершение всего, при разбавлении киновари, модного в середине XIX века ярко-красного цвета, использовавшегося для покраски стен во всех домах, где был достаток, также применялся красный свинец".
Теперь понятно, отчего состоятельные люди бежали на ставшие столь популярными воды и курорты. Нездоровый цвет лица, головные боли и даже частичная парализация — постоянные спутники людей, не проводящих все свое время в фабричных цехах. Поверьте классикам английской литературы — рабочему люду в них еще хуже! Среди буржуазии в моду входят прогулки верхом и пешком. Но куда деваться от ядовитой одежды, окрашенной красками на основе мышьяка? Одним из самых распространенных токсинов нового времени. Выражение "Красота требует жертв" вечно было актуально. Древние египтянки, средневековые горожанки Европы, русские красавицы, японские гейши красились и белились ядовитыми ингредиентами. Но никогда такой опасной, как в позапрошлом столетии, не была их одежда.
Если внимательно всмотреться, на чем висят картины, заметим, что на веревках. Используемый для отопления и освещения газ истощает кислород и покрывает ржавчиной проволоку, обесцвечивает краски. В 1866 году в Англии, от завезенной из Индии новой болезни — холеры — умирает 20 тысяч человек. Вода отравлена и без объявления бактериологической войны. А какие террористы выложили на улицы Лондона 24 тонны лошадиного навоза и 1,5 млн кубических футов человеческих фекалий, ежедневно стекающих в Темзу по открытым канализационным каналам?
Первую канализацию в Англии две тысячи лет назад построили римляне, которые считали опасной для здоровья вонь, а не наличие самих нечистот. Не надо хи-хи, это вполне соответствовало передовым взглядам античной медицинской науки. А вот новые знания пробивают себе дорогу с трудом. Изучая предыдущие вспышки холеры, доктор Джон Сноу предположил, что источником заболевания является вода. Несмотря на положительный эффект доктору пришлось намаяться, пока он доказал свою правоту.
Не так здорово жилось в прошлом даже богатым людям в развитых и цивилизованных странах. В более раннюю, по сравнению с викторианской Англией, эпоху дела в Европе обстояли еще хуже. Исконное название Парижа было Лютеция. Этимологически оно возникло от латинского слова "грязь". Только похабник Франсуа Рабле предполагал, что оно получило свое имя из-за "белых ляжек местных женщин". За пять веков до него королева Франции Анна Ярославна, младшая дочь Ярослава Мудрого, ужасалась вони и грязи французской столицы, а также и собственных придворных. В ее родном Киеве такого отродясь не бывало.
А в общем, не следует выискивать в истории только грязь. Поверьте, ее, как и крови, было предостаточно. Давайте сделаем нашу жизнь чище!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"