Пациент находился уже под наркозом, когда хирург заметил на его правом плече имперского орла и большую свастику. "Я не могу оперировать вашего мужа. Я — еврей", — сказал врач, обращаясь к жене пациента. После этих слов 46-летний медик попросил коллег продолжить операцию, а сам покинул операционный зал. Выполнить клятву Гиппократа оказалось для него труднее, чем поступиться моральными принципами. Кто перед нами: честный человек или политизированный врач? Дело даже не в одном конкретном медике из Германии. Вопрос можно поставить гораздо шире, однако для начала давайте ознакомимся с деталями этого инцидента.
Случай, имевший место в немецком городе Падерборн (земля Северный Рейн-Вестфалия) в католической больнице Святого Йозефа, доктора называют "абсолютно единичным". Водителю грузовика Марко К. из Зальцкоттена собирались провести операцию по удалению щитовидной железы, когда врачи увидели на его плече татуировку: огромная свастика в лавровом венке с восседающим имперским орлом. Хирург-еврей передал пациента главному врачу, которая прооперировала 36-летнего Марко, предварительно якобы удалив нацистский символ.
"Точно так же, как пациент может выбирать лечащего врача, так и врач может выбирать себе пациентов", — утверждает пресс-секретарь Врачебной палаты (орган самоконтроля частнопрактикующих врачей. — Ред.) Фолькер Хайлигер. Оправдание на первый взгляд кажется вполне убедительным, но только не в случае, когда пациент уже находится на операционном столе. В экстренных ситуациях врачи не имеют права отказывать в оказании медицинской помощи. Подходит ли случай с шофером под определение "экстренный", если он уже находился под наркозом? "Этот пациент был прооперирован наилучшим образом и в настоящий момент пребывает в добром здравии", — подтвердила в пятницу представительница больницы Ивонна Антуан, отказавшись дать собственную оценку.
Читайте также: Появится ли свастика в День Победы?
"Но мой муж никакой не нацист!" — сказала супруга пациента корреспонденту местной газеты Westfalen-Blatt. Женщина возмущена реакцией хирурга-еврея и поведением католических врачей. Она настаивает, чтобы ее супруга перевели в другую клинику. Татуировка — "грех молодости" ее мужа, который сделал ее в 18- или 19-летнем возрасте. Теперь он готов удалить "эту штуку". И без последнего случая татуировка доставляла ему массу хлопот: "На пляже муж всегда закрывал наколку, повязывая поверх нее повязку".
Верховный прокурор Падерборна Хорст Рюруп заявил, что само по себе обладание татуировкой не является уголовно-наказуемым деянием: "Нацистскую свастику (Hakenkreuz) запрещено демонстрировать публично. Посещение пляжа или ношение рубашки с короткими рукавами уже могут создать определенные проблемы". То, что эмблему Третьего рейха увидели сотрудники больницы, нельзя, однако, расценивать как "публичную демонстрацию" запрещенной в Германии символики.
Частный случай, произошедший в Германии, должен заставить нас всех задуматься. Вроде бы слова из Гиппократовой клятвы о направлении "режима больных к их выгоде" и о воздержании "от причинения им всякого вреда и несправедливости" хирург выполнил с честью. Но какую же силу возымела над ним нацистская символика, что он не смог приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей! А еще говорят, что самые циничные люди на свете — это медики. Перед врачом лежал пациент без сознания, с которым он даже не был знаком, не его личный враг или политический противник...
По этой логике получается, что, если врач — мусульманин-фундаменталист, он не станет оказывать помощь христианину или иудею, а христианский радикал не подойдет к постели врагов веры Христовой, увидев соответствующую символику. Так можно дойти до нелепостей, однако я не удивлюсь, если когда-нибудь некий хирург откажется оперировать пациента из-за несоответствия татуировок последнего своим убеждениям. Посоветовать людям не делать наколок, отказаться от обрезания невозможно. И вообще, а вдруг в плешивом парне врач определит скинхеда? А другой откажется резать больного с не понравившимся ему цветом кожи?
Со времен Крестовых походов известны случаи, когда врачи выполняли свой долг, оказывая первую помощь даже противникам. Некоторые жертвовали жизнью, защищая беззащитного врага от линчевания разъяренной толпой. Перечитайте "Войну и мир" Льва Толстого: там русские мужики сострадают поверженным французам, жалким, голодным и больным, которых еще недавно били смертным боем, пока те были сильны. Уже не говоря про высшие проявления гуманизма, граничащие со святостью, когда медицинскую помощь оказывали отъявленным негодяям и даже убийцам близких самого врача.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"