Наши вузы позади планеты всей?

Сегодня в Коста-Рике при поддержке российского посольства открылась третья Латиноамериканская встреча выпускников советских и российских вузов. В ней принимают участие около 200 делегатов из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Среди бывших советских студентов немало заметных персон, например выпускник РУДН 1982-го года Бхарат Джагдео занимает пост президента Гайаны.

Общественных и государственных деятелей с советским образованием немало и в других странах мира. Среди выпускников РУДН министры и заместители министров Анголы, Боливии, Кении, Намибии, Руанды, послы Венесуэлы, Омана, Палестины и ЮАР. Гражданка Болгарии Ирина Бокова, ныне возглавляющая ЮНЕСКО — выпускница факультета международных отношений МГИМО. Тысячи специалистов с советским образованием консультируют правительства и парламенты по всей планете.

К 1990-му году СССР вышел на третье место в мире по числу иностранных студентов (126,5 тысяч человек или 10,8%). Более привлекательны для иностранцев на тот момент были только США и Франция. Советское образование служило одним из ключевых ресурсов в борьбе за soft power — гибкую силу, способность добиваться желаемого на основе привлекательного образа своей страны. Этой же задаче были подчинены выдающиеся достижения советских спортсменов, научно-технические успехи в космонавтике, гастроли звезд советского балета за рубежом.

Читайте также: Советский детский сад — это лучшее, что можно было придумать для детей

В 1990-е годы система привлечения иностранных студентов фактически перестала функционировать — не было средств для оплаты мест для студентов из стран третьего мира, да и идеология изменилась. В течение 2000-х годов количество иностранных студентов продолжало сокращаться, этому способствовали снижающийся престиж российской фундаментальной науки, постоянный отток молодых ученых на запад и низкая информированность иностранцев о новой российской системе образования.

Фото: AP

Лишь в последние годы наметился новый подъем в продвижении российской soft power. В 2007-м году был создан фонд "Русский мир", целью которого стала популяризация русского языка. В сентябре 2008-го был упразднен громоздкий и неэффективный Российский центр международного научного и культурного сотрудничества. Его функции были переданы Федеральному агентству по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Это позволило более целенаправленно расходовать бюджетные средства, а также, что гораздо важнее, едва ли не впервые был четко обозначен приоритет постсоветского пространства во внешней политике России. Бывшие советские республики исторически связаны с Россией общей судьбой, а географически являются ее соседями. И сотрудничество с ними в области культуры, образования, спорта для России жизненно важно.

Интересным, хотя и достаточно неординарным шагом, стало составление российским агентством "РейтОР" нового всемирного рейтинга университетов, в котором МГУ — то входящий, то не входящий в первую сотню лучших вузов мира по версии международных рейтингов — занял сразу пятое место. А вот соотношение "цена-качество" образования — это реальное, а не виртуальное преимущество России. Многие российские вузы, хотя и не хватают звезд с неба, все-таки готовят хороших врачей, инженеров и военных специалистов за смешные (по меркам международного рынка образования) деньги.

Важным этапом в распространении российского образования станет окончательный переход российских вузов на уровневую систему обучения, предусмотренную Болонским процессом. Соответствующие изменения были внесены в федеральный закон "Об образовании" еще в 2007 году, однако большая часть вузов, преимущественно региональных, до последнего момента затягивала введение новой системы. Опыт вузов успешно перешедших на систему бакалавриат+магистратура (МГИМО) или изначально работавших в ее рамках (Высшая школа экономики) показывает, что ее введение способствует и академической мобильности студентов и повышению привлекательности вуза в глазах иностранных партнеров.

Для повышения привлекательности современного российского образования необходим еще один шаг, наверное, самый сложный. Это преодоление агрессивной ксенофобии, раскалывающей российское общество. Для этого недостаточно реорганизации заграничных представительств или внесения изменений в нормативно-правовые акты. Это могут сделать только сами граждане России, сознающие силу своей страны и гордящиеся ее культурой.

Кстати, в 2010-м году количество иностранных студентов, обучающихся в России, впервые за много лет серьезно превысило уровень прошлого года.

Самое интересное читайте в рубрике "Общество"

Автор Владимир Коршаков
Владимир Коршаков — журналист, редактор, сотрудничал с Правдой. Ру в 2010-м году *
Обсудить