Современная скульптура: шок и трепет зрителей

Сегодня художники стремятся как можно сильнее шокировать зрителя, нежели привлечь его своим мастерством. Таким образом творческие люди пытаются найти хоть какой-то выход из тупика, в который зашло современное искусство. О причинах этой ситуации в эксклюзивном интервью для "Правды.Ру" рассуждает известный скульптор, академик Иван Казанский.

Несмотря на обилие фестивалей, персональных и комплексных выставок, современное искусство по-прежнему находится в поиске выхода из тупика. Даже подготовленному зрителю непросто понять, что же происходит с живописью, скульптурой и другими направлениями творчества. Почему же художники стремятся как можно сильнее шокировать зрителя, а не привлечь его иными, менее радикальными способами?

Об актуальных проблемах современного изобразительного искусства читателям "Правды.Ру" рассказал Президент Российской Недели Искусств, академик и член президиума Российской Академии Художеств, председатель Объединения Московских Скульпторов, Член Союза художников России, Член Союза художников Москвы, Лауреат Золотой медали "За особенное искусство и познание художеств" Иван Павлович Казанский.

-В чем представители современного изобразительного искусства видят свою задачу?

-Самая главная задача любого художника — увидеть то, чего не смогли увидеть другие и рассказать об этом остальным, чтобы и они это заметили. Если художник смог такое совершить, это и есть состоявшийся факт искусства. Я всегда оцениваю произведение искусства с данной позиции, а когда преподавал в вузе, тоже уделял этому внимание. Но, с другой стороны, в изобразительном искусстве очень опасен профессионализм. Не с точки зрения обращения с кистью, работы с палитрой, с краской — здесь надо быть специалистом: уметь натянуть холст, знать, как он правильно должен быть загрунтован. И неважно, сам ты это делаешь или готовый выбираешь.

Но когда художник начинает создавать произведение, он должен быть не профессионалом, а просто человеком, который взял на себя смелость рассказать что-то новое. Это ведь тоже своего рода литература. Но изобразительное искусство замечательно тем, что не требует переводчиков.

Читайте также: Картины, которые можно смотреть и слушать

Фото: AP

Литературу (особенно поэзию) попробуй пересказать — все получится не так. А изобразительное искусство дает чудесную возможность обходиться без толмачей. Но, в то же время, это огромная ответственность, потому что очень легко идти по давно пройденному пути. Хотя, можно добиться удачи и там, где уже многие что-то совершили. Здесь же так все зыбко — новатор замахнется на нечто необыкновенное, но выйдет пшик... А какой-нибудь художник, напротив, возьмет традиционную тему и технику, но что-то там такое сделает, что всех удивит.

-А в чем сложность ситуации именно со скульпутрой?

-Я всегда смеюсь и так немножко издеваюсь над своими собратьями по изобразительному искусству — живописцами, графиками и другими. Говорю: вообще-то вы все должны перед нами, скульпторами, замирать. Потому что историю стран и историю искусства (особенно древнюю) изучают, в основном, по скульптуре. Потому что именно скульптуры лучше всего сохраняются — бронзовые, каменные и так далее. Ну, мозаики еще. Самый древний вид искусства, который до нас доходит, это росписи на стенах пещер и скульптура. Но пещерной росписи очень мало, а скульптур — много. Это и Греция, и Ассирия, и Египет. И Мексика, и Китай, и Рим, все долго перечислять.

Но скульптура — это страшно сложная вещь. В искусстве существует одна очень большая проблема. Она побочная, но, тем не менее, невероятно серьезная. Это — способность зрителя увидеть искусство. Для этого человек должен быть очень развитым. Я много говорил и всегда говорю, что огромная беда XX века произошла тогда, когда образование пошло в сторону технократии. Такой уклон очень опасен. Ведь что такое образование? Это, прежде всего, воспитание способности к развитию. И конечно, именно гуманитарная составляющаяидолжнабыть основой образования.

Это литература, музыка, изобразительное искусство, исторические знания. Нет, техническая часть тоже обязательно должна быть. Мне вот когда студенты говорили: "а, мне физика и математика не нужны", я им отвечал — ничего подобного. Это ведь кругозор, это способность реагировать... Но когда упор идет на технократическое образование, у людей отрезается самое главное — эмоциональная часть личности. Когда мне говорят — "без эмоций", я отвечаю — да вы с ума сошли?! Человек рожден для эмоций, он живет эмоциями. Разум нужен ему для осознания эмоций, для управления ими, для следующего развития. Дело в том, что эмоции тоже требуют развития. Это очень важно!

Ведь способность видеть изобразительное искусство — тяжелый труд, а скульптуру — тем более. Скульптуру, как правило, не видят. Она очень сложна для восприятия, потому что она круглая, и она должна быть со всех точек интересна зрителю. Картина, вот она — висит "лицом" к зрителю, она вся перед ним. А скульптура, это не так просто. Иногда бывает, работаешь над вещью, делаешь, а потом повернешь ее другим боком и поражаешься — боже, какой ужас! С этой стороны хорошо, с другой — ужасно. И потом, скульптура, это сложнейший язык. Это ритм, это формирование объема, это взаимодействие масс — тяжело, легко, это контур, это вообще очень большое количество различных составляющих. Из-за этого ее и трудно видеть.

Фото: AP

-Возможно, поэтому сегодня и у зрителей, и у художников снижен интерес к этому виду искусства? На выставках обычно скульптура всегда очень скупо представлена.

-Работать над ней тоже сложно, но сегодня есть огромное количество технических приспособлений. То, что мы раньше делали за месяц, теперь делают за два дня. Возможностей у скульптуры стало гораздо больше. Но сегодня она находится на втором, и даже третьем плане из-за того, что нет заказов. Почему расцвет скульптуры сегодня невозможен? Представьте себе средневековый город вне храма и вне скульптуры. Это невозможно представить. Любой храм - это огромное количество скульптуры. Возьмите любой готический собор — это просто одна огромная цельная скульптура.

Да не только готика — возьмите древнерусские соборы, они вылеплены как игрушки, там очень много от скульптуры. Владимирские, суздальские храмы — это архитектура, и, в то же время, это произведение скульптурного искусства. А сегодня нет заказов. Если заказывают, то ерунду, а не скульптуру. Да и живопись тоже не в лучшем положении.

Читайте также: Удаление рёбер — это… бодиарт

Сегодня допустимо, чтобы заказали портрет, а он вышел без сходства. А это ведь абсурд! Портрет должен быть похож не обязательно фотографически, но по сути - обязательно. Портрет художественный, он всегда выше фотографии по одной простой причине — он более многообразен по состоянию. Фотография ловит определенный момент, а на любом художественном портрете человек как бы существует во времени. Посмотрите на портреты Веласкеса: хотя мы никогда этих людей не видели, а уверены, что такими они и были. Потому что эта внутренняя подлинность всегда есть на хорошем портрете. А сейчас востребованы портреты очень такие красивые, фотографически похожие, но в которых нет главного — жизни.

-Современное искусство стало более агрессивным. Это — отзыв на время или просто наиболее легкий способ "достучаться" до зрителя?

-Да, действительно, современное искусство идет в эту сторону. Возьмем, например, клубную музыку. Она не просто громкая. Она оглушает так, что пол дрожит. Еще одна беда современного человека — из-за того, что у него немного притуплены чувственные рецепторы, ему нужно все усиленное: громкий звук, скандал... И от искусства ему требуется нечто такое, что повергает в шок. А ведь мы, люди, должны быть более тонкими существами. Это очень важно.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *