Русский альпинизм изобрели солдаты Суворова

Россия подарила миру много выдающихся альпинистов. И это естественно для нашей страны — ведь около 1/5 ее территории занимают горы. Однако начался русский альпинизм вовсе не в отечественных горах, а, как это ни странно, в Альпах.

Случилось это 211 лет тому назад. Именно тогда, 21 сентября 1799 года русская армия под командованием Александра Васильевича Суворова выступила в Швейцарский поход, позже получивший название: "Героический переход войск Суворова через Альпы". Собственно говоря, солдат и офицеров, участвовавших в этом походе, можно смело назвать первыми русскими альпинистами.

Сейчас многие говорят о том, что данный поход с военной точки зрения был абсолютно бессмысленным. Однако такая картина складывается лишь в том случае, если давать оценку, исходя лишь из результатов мероприятия. Действительно, русская армия не выполнила поставленной задачи — уничтожения швейцарской группировки французских войск. Тем не менее говорить о том, что это было принципиально невозможно сделать, несколько опрометчиво.

Читайте также: Бородинская битва. Победитель по-прежнему неизвестен

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить, как развивались события в далеком 1799 году. В Европе в то время шла война между республиканской Францией и так называемой Второй Коалицией, куда входили Австрия, Англия, Неаполитанское королевство, Россия и Турция. Целью этой войны являлась попытка ограничить расширение зоны влияния Франции в Средиземноморье во время революционных войн 1791-1802 гг., поскольку подобное влияние, по мнению многих правителей стран Европы, могло привести к падению монархий в этой части Земного шара в результате "экспорта" французской революции.

К концу августа 1799 года в результате Итальянского похода Суворова и Средиземноморского похода Ушакова 1799-1800 почти вся Италия была освобождена от французских войск. Остатки разбитой при Нови 35-тысячной французской армии генерала Жана Моро, насчитывающие около 18 тыс. человек, отступили к Генуе, которая осталась последним контролируемым французами районом Италии. Вполне естественным следующим шагом представлялось наступление русско-австрийской армии под командованием Суворова (около 43 тысяч человек) именно на Геную, поскольку это привело бы к полному вытеснению французской армии из Италии.

Фото: AP

Однако тут у австрийского правительства вдруг резко изменились планы. В связи с планировавшейся высадкой 30-тысячного англо-русского десантного корпуса в Голландии, австрийское командование приняло решение направить все находившиеся в Швейцарии австрийские войска (58 тысяч человек под командованием эрцгерцога Карла) в Нидерланды на соединение с этим самым англо-русским корпусом. Взамен же ушедших австрийских войск в Швейцарию решили перебросить войска Суворова и соединить их с находившимся там 24-тысячным русским корпусом под командованием Александра Римского-Корсакова.

Российский император Павел I согласился на этот план, но поставил условием перехода русских войск в Швейцарию ее предварительное очищение от французов. Австрийский кабинет, однако, этого условия не выполнил и отдал приказ об отходе своих войск из Швейцарии, что грозило оставить находившийся там русский корпус один на один с 84-тысячной французской армией под командованием Массена.

В случае успешного соединения и разгрома французов (в чем Павел I не сомневался, он вообще считал Суворова человеком, который может все) объединенные войска должны были вступить на территорию самой Франции. Это, в свою очередь, привело бы к быстрой капитуляции последней и заключению мирного договора между воюющими сторонами. Так что абсолютно бессмысленным этот поход назвать уж никак нельзя.

Другое дело, что сроки, поставленные для выполнения этой задачи, были абсолютно нереальными. Войскам Суворова отводилось около месяца на преодоление Альп под огнем противника. К тому же, если учесть, что для российских войск это вообще был первый опыт горной войны и никакого необходимого снаряжения солдаты и офицеры не имели, неудивительно, что мероприятие казалось попыткой массового самоубийства.

Кроме того, в начале похода Суворов, не собиравшийся воевать в Швейцарии, был абсолютно незнаком с топографией новоготеатравоенныхдействий.Такарта,которуюонполучилотавстрийскихофицеров, была составлена кое-как и скорее являлась иллюстрацией к фантастическому роману, чем средством для ориентировки на местности. Так, например, на ней была отмечена дорога из Артольфа через Швица в Цюрих, которой в реальности не существовало. Но именно по ней-то Александр Васильевич и решил провести свои войска.

Тем не менее до деревни Артольф русская армия добралась в относительно комфортных условиях. Правда, на дороге попадались преграды вроде Сент-Готардского перевала или Чертова моста над пропастью, но их солдаты достаточно быстро преодолели. При этом разнесли в пух и прах французские войска генерала Лекурба.

Кстати, в этих сражениях русские солдаты и офицеры впервые познали все прелести альпинизма — часто лобовой штурм позиций не приносил желаемого результата, и приходилось карабкаться в обход по отвесным скалам. "Инструктором" бригад этих доморощенных альпинистов чаще всего являлся князь Багратион (уж он-то хорошо знал, как надо лазить по горам).

Когда войска наконец-то добрались до Артольфа, выяснилось, что в Швиц можно попасть,лишь переплыв Люцернское озеро. Однако плавсредств поблизости не было. И тогда Суворов решил вести войска в соседнюю Муттенскую долину через перевалы, то есть по фактически по горным тропкам.

Фото: AP

Вот здесь и начался альпинизм чистейшей воды. Русские солдаты карабкались по скалам, используя вместо ледорубов штыки и тесаки, умудряясь при этом перетаскивать орудия, припасы и даже лошадей! При этом боевые действия также никто не отменял — и все атаки остатков войск Лекурба были блестяще отбиты.

Когда армия все-таки спустилась в Муттенскую долину, выяснилось, что делать это, собственно говоря, было незачем — войска Массена уже успели разгромить корпус Римского-Корсакова и австрийцев под командованием генерала Хотце. Так что "гениальный" план вторжения на территорию Франции с треском провалился. Теперь на повестке дня вставал вопрос — как поступать дальше.

Некоторые историки считали, что Суворову надо было срочно возвращаться назад. Но ведь Массена ждал от него именно этого и готовился ударить в тыл. Поэтому было решено продолжить тренировки по прикладному альпинизму и выводить армию через перевал Паникс (высотой в 2 407 метров) к селению Кур.

Во время восхождения на Паникс арьергард русской армии под командованием генерала Розенберга (по мнению Суворова, самого бестолкового в его армии) разгромил атакующие с тыла войска Массена, причем сделал это практически без патронов и артиллерии. Основные силы армии, карабкающейся на перевал, были застигнуты бураном, но восхождения при этом не прекратили (иначе бы замерзли насмерть). Спуск был тоже весьма оригинален — солдаты и офицеры просто съехали вниз на шинельных скатках, используя их вместо санок. Так что, можно сказать, что Швейцарский поход также породил первых русских бобслеистов.

Когда в Куре провели перекличку, выяснилось, что из 21 тысячи человек, выступивших в поход, в живых осталось 18 тысяч (также около 2 тыс. было ранено и взято в плен). Получается, что во время перехода через Альпы войска Суворова потеряли примерно четверть своего состава. Подобное было по тем временам абсолютной фантастикой — до сих пор все армии, штурмовавшие эти неприветливые горы, теряли не менее половины солдат и офицеров.

Кроме того, несмотря на то, что оставшаяся армия была без патронов, артиллерии и лошадей, она представляла собой вполне боеспособное воинское соединение. Именно этот факт заставил французов отказаться от предполагаемого наступления на австрийские войска через Швейцарию. Они побоялись сделать это даже после ухода солдат Суворова в Баварию, на зимние квартиры.

Читайте также: Кто поджёг Москву?

Итак, в Швейцарском походе действительно родился русский альпинизм, причем в весьма экстремальных условиях. Кстати, даже сейчас, при современном оборудовании не многие любители горного туризма решаются повторить путь, пройденный русской армией. Так что если бы в те времена существовала система спортивных разрядов, все участники похода получили бы самый высший разряд по альпинизму. Поскольку они честно заслужили это.

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *