Великий флотский афоризм гласит: "Раньше корабли были дубовые, а люди железные. А сейчас корабли железные, а люди — дубовые". Особенно "дубовыми" на флоте были времена конца так называемого застоя.
Помнится, военные политорганы в те годы считались поистине "зверскими" — порой офицеры, которые плохо вели конспекты первоисточников, то есть небрежно переписывали работы классиков марксизма, могли даже не получить очередную звездочку на погоны, хотя служили прекрасно.
Наверное, именно тогда родился другой знаменитый флотский афоризм: "Любовь к морю прививается невыносимыми условиями службы на берегу!". И то было верно: когда корабль находился в походе, классиков конспектировать не заставляли. В общем, именно "дубовая" до отвращения воспитательная политработа в вооруженных силах СССР во многом и привела к тому, что в 1991 году армия и флот не поддержали ГКЧП. Марксизм подавился собственным пиаром… Ну и, собственно, потом и сам СССР развалился.
Читайте также: Стратегическая ловушка для… тараканов
К временам "дубового" застоя и относится неумирающая военно-морская байка, которую из уст в уста передают уже больше трех десятков лет. Итак, конец славных 70-х. До подписания акта приема-передачи очередной атомной подлодки военному флоту знаменитым Севмашпредприятием (Северодвинск, Архангельская область) остаются считанные денечки. На лодку с завода тащат с берега все, что на берегу лежит плохо, но в море может пригодиться. Предсдаточный мандраж… И вдруг как бы… облом!
Высокая комиссия из политического управления Северного флота вдруг обнаруживает, что кают-компания (где кроме всего прочего, проходят священные экипажные партсобрания) злостно не оснащена положенной по какой-то там секретной директиве ЦК штатной картиной, в сюжете которой должен непременно присутствовать В. И. Ульянов (Ленин). Положено — и баста! И чтобы завтра же картина была! А не то…
На политруков обиделись даже военпреды-механики, народ дико упертый, дотошный и скрупулезный. Ведь и "механика" на АПЛ что надо, и акустика, и все остальное, в общем, готова лодка к сдаче-приему! А тут картина какая-то… История не донесла имени великого художника, который за ночь изобразил самого Ленина на берегу какого-то озера. Говорят, раскопали впавшие в ступор заводчане-сдаточники где-то в недрах 55-го цеха полупьяного мужичка, который с завода через вахту пройти домой побоялся и улегся переспать в малярской кондейке.
Читайте также: Приколы на подводной лодке, или Уничтожить путем съедения экипажем во время приема пищи
Он же от безвыходности положения сорвал древний озерный пейзаж в красном уголке цеха и героически ткнул кистью в берег водоема: "Вот. Ильич… Как живой!" И даже всплакнул при этом от внезапного нахлынувшего верноподданнического счастья. И действительно — вождь был похож, просто далеко, и потому казался точкой.
Поутру хмурые сдаточники молча предъявили шедевр политкомиссии. Комиссары долго всматривались в надпись на уголке картинки: "Ленин в Разливе", заверенную размашистой подписью и громадной заводской печатью. Потом долго взирали на свежий мазок — " Ну ладно, раз есть печать, будем считать, что в сюжете картины Ленин присутствует!" А то, что мазок на старом полотне свежайший — так это вождь лишь только что порыбачить пришел. Любил он это дело — все знают…
На каком это заказе было, уже не вспомню. Но, ей богу, случай подобный повторялся, как видно, не раз. Можете проверить: в кают-компании АПЛ "Екатеринбург" до сих пор висит здоровенное эпохальное полотно "Ленин на пастбище". Стадо коров, травка зеленеет, и где-то вдали два точечных силуэта. Один из силуэтов, как видно, точно вождь, так как в углу картины наличествует шикарная подпись и приложена печать. А против подписи и печати не попрешь! Значит, Ильич и пастбища уважал…
Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"
Рисунки Александра Шаурова