Тёмные страницы истории кукол

Изначально кукла была не игрушкой, а рукотворным подобием человека, с помощью которого люди достигали своих темных целей. Когда маг хотел причинить человеку вред, он добывал его ногти, волосы, кровь… Используя их, он изготавливал прототип выбранной жертвы и расправлялся с ним. Лишь в XVIII веке кукла обрела другие, эстетические и игровые функции.

Так, в Древнем Египте считалось, что вырезанные из дерева или камня человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбу настоящих людей. Поэтому кукол старались делать как можно более примитивными, и не рисовать им глаз и рта.

Долгое время куклы были нужнее взрослым, чем детям. Изготовляли кукол жрецы, колдуны, маги и прочие чародеи, которые при помощи этой имитации человека, могли причинить прототипу реально ощутимый вред. До сегодняшнего дня из этих магичесских артефактов дошли фактически только "куклы вуду" .

Когда маг хотел причинить человеку вред, он добывал его ногти, волосы, кровь, обрывки одежды… Эти элементы использовались при изготовлении восковой или глиняной куклы, которой старались придать черты прототипа. Изготовить такую куклу было непросто — нужно было знать магические заклятья, соблюдать все условия — время суток, место, сторону света.

Только после этого кукла становилась плотью и кровью жертвы, и причинение ей вреда отражалось на здоровье человека. Среди средневековых описаний процессов над ведьмами часто упоминались такие обрядовые куклы. Правда, они служили не только для нанесения вреда. Куклы, которых матери заботливо мастерили из соломы и тряпчек, охраняли сон ребенка в колыбели.

Праздник Масленицы, который перешел и в христианскую традицию, также основным своим атрибутом имел куклу — чучело Зимы, Моровой Девы, которое торжественно сжигалось. Этот обряд "сжигание зимы" приближал весну, по которой так тосковали люди.

Впервые куклы стали приобретать те функции, какие они выполняют теперь, с развитием моды. Со второй половины XVII века во Франции стала развиваться модная индустрия. В провинциях также желали узнавать обо всех новинках и модных тенденциях, а, поскольку модных журналов тогда еще не существовало, то были придуманы пандоры — фарфоровые куклы, представляющие собой фигуры женщин, на которые надевали самые модные платья. Эти фигурки и отправляли провинциальным красоткам в качестве вести из мира салонов и модельеров.

Причем пандоры имели и многочисленные аксессуары — сундучки, украшения, целый гардероб костюмов, словом, все, как у настоящих светских дам того времени. Так что у знаменитой американской Барби с ее приданым, домами и автомобилями были фарфоровые предки французского происхождения.

Фото: AP

Читайте также: В Финляндию — в гости к муми-троллям

Тогда же и началось увлечение куклами, как произведением искусства. Создавались механические изделия, самыми известными из которых были работы Жака Вокансона. Его кукла "Игрок на флейте", выполненная в рост человека, являлась предметом удивления и интереса ведущих философов, ученых, писателей XVIII века. Кукла могла исполнять на флейте 12 мелодий, причем ее пальцы и губы двигались, как у настоящего музыканта, а изо рта выходил воздух.

"Искусственный человек" бередил умысовременников Жака Вокансона, в этом видели вызов Богу. Сам Людовик XV проявил интерес к необыкновенной кукле и даже, по слухам, покровительствовал тайным экспериментам механиков, которые стремились создать искусственного человека, во всем неотличимого от настоящего. Так что человекоподобные роботы из современных фантастических книг и фильмов ("Серебряный любовник" писательницы Танит Ли и всем известный "Терминатор") — идея, известная еще в XVIII веке.

Вообще, механические куклы были популярны в качестве детских игрушек у царских и королевских семей. Петр III, например, в детстве очень любил играть в куклы. Настолько, что, когда вырос, сохранил эту привычку.

Известно, что Екатерина Великая уделяла особое внимание воспитанию внука Александра, которого видела будущим императором, и дарила ему дорогие механические игрушки. Например, "Модницу". Эта красивая кукла, сидевшая перед кукольным зеркальцем, умела расчесывать волосы и прихорашиваться.

Игрушечные солдатики будущего императора маршировали и отдавали честь, книжки издавали звуки и играли музыку, и даже стульчики, на которых сидел маленький царевич, и те были музыкальными. Но Екатерина, как всякая практичная и бережливая бабушка, требовала строго приглядывать за внуком, чтобы он, не дай Бог, не испортил дорогую вещь. Так что радости от таких чудес царевичу было немного.

Европейские монархи тоже не экономили на куклах. Однажды герцогиня Оршанская подарила принцессе Испанской куклу стоимостью 22 тысячи франков (учитывая, что вполне пристойный дом стоил в те времена около 5 тысяч франков, можно себе представить, какой ценностью являлся такой презент).

Первые куклы-дети (а не взрослые "дамы"), предназначенные для детских игр, появились в XIX веке, и тоже во Франции. А в 1866 году Леон Казимир Бру первым придумал куклу-младенца, которая умела "пить" из бутылочки. Трубочка, по которой вода стекала изо рта игрушечного ребенка, выходила наружу сквозь маленькую дырочку на пятке.

Но и в Германии хватало своих кукольных мастеров, которыми особенно славился город Нюрнберг. Именно здесь создали всем известнуютабакерку, откуда выскакивает чертик. А сложные механические игрушки — целые дома и сады, в которых куклы гуляли, пели и танцевали, расходились из Нюрнберга по всему миру. И герой чудесной сказки Гофмана "Щелкунчик" впервые появился на свет именно в этом городке.

Было модным делать портретные фигуры, изображающие монархов — например, сохранились куклы, представляющие жену Наполеона III Евгению Богарне, или изображающие английскую королеву Викторию — красивая королева пользовалась популярностью.

Сегодня кукольная индустрия также очень развита. По всему миру проходят выставки авторской куклы, выставки фарфоровых, механических, тряпичных кукол, причем цена некоторых из них немногим уступает цене куколки испанской инфанты. Есть многочисленные Музеи кукол, Театры кукол, фабрики игрушек выпускают кукол-политиков, спортсменов, актеров и других знаменитостей.

Но все же теперь куклы почти целиком и полностью принадлежат детям. Маленькие девочки по всему миру играют в куклы, и неважно, какие они — уверенные в себе Барби или свернутые из тряпочек неуклюжие фигурки.

Самые свежие новости читайте на главной странице

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить