Великая любовь художника Левитана

30 августа исполнилось 150 лет со дня рождения одного из известнейших русских художников — Исаака Ильича Левитана. Его полотна знакомы каждому со школы — мастер пейзажа, Левитан писал зиму, весну, лето, и его работы часто используются в качестве иллюстраций. Возможно, творчество художника, которым восхищались Чехов, Бенуа и другие деятели культуры, не соответствует сегодняшним представлениям об изобразительном искусстве. Но многочисленные посетители Третьяковской галереи не торопятся в залы современной живописи, надолго задерживаясь перед работами Левитана.

Творчество Левитана воспринимается сегодня неоднозначно. Деятели искусств с легким пренебрежением говорят о работах "передвижников" — ну, любят массы, потому что понятно и доступно. Дескать, красивые пейзажи каждый недалекий человек оценит — не то, что "искусство не для всех", когда картина представляет собой настолько глубокую и виртуозную мысль автора, что он и сам-то толком изображенное пояснить не может.

Но картины Левитана — это не просто красивые пейзажи, репродукции которых приятно использовать в качестве обоев для рабочего стола. Если бы это было так, то пейзажи вообще бы перестали существовать с развитием фототехники. Левитан был не просто пейзажистом, а создателем нового направления в живописи — "пейзажа настроения".

Если внимательно посмотреть на его картины, то станет ясно, что, в общем-то, он не писал нарочито красивые виды, которые сами по себе могут впечатлить зрителя. Напротив, Левитан выбирал рядовые сюжеты из обычной природы средней полосы России, которые каждый человек видит по сто раз на дню. Это все равно, как мы сегодня едем в поезде, и все, что мелькает за окном для нас — скучная картина, в которой нет ничего особенного и смотреть на которую неинтересно.

Читайте также: Мона Лиза улыбалась даже вору

А вот Левитан именно из таких неинтересных и обычных пейзажей делал картины, при виде которых замирает зритель, пораженный красотой увиденного. И тем, что вот он-то сто раз ходил и по такой же точно дороге, и мимо такого же точно дуба и не обращал внимания, насколько, оказывается, это все прекрасно.

Фото: AP

Как же удавалось Левитану увидеть красоту там, где ее, казалось бы нет и быть не может? А очень просто — Левитан очень любил природу России. Ведь известно — то, что любишь, для тебя всегда прекрасно. И Левитан писал все виды сквозь призму своей любви. Поэтому они и выходили такими завораживающими. "Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность…" — вспоминала Мария Чехова, и точнее этого определения, пожалуй, найти нельзя.

А вот с женщинами, художнику, наоборот, не везло. Точнее, он сам особо не стремился к семейной жизни. Исаак Левитан сам признавался, что готов служить только своей Музе, и все красотки мира для него не стоят того, чтобы изменить своей великой любви с Природой.

Не стоит думать, что Левитан вздыхал по российским березкам и овражкам только потому, что ничего лучше не видел. Исаак Ильич был очень просвещенным человеком, специально ездил во Францию и Италию, чтобы ознакомиться с работами лучших мастеров живописи своей эпохи и мировыми шедеврами изобразительного искусства, бывал в Финляндии, он общался с представителями творческой элиты, считался человеком умным и образованным.

Но никакие красоты жаркой Италии и буколические виды сельской местности во Франции не могли для него сравниться с российскими пейзажами — например, с его обожаемой Волгой. Левитан, который с детства был крайне стеснен в средствах, долгое время не мог выбраться на Волгу — он мечтал о ней, грезил во сне и наяву, как о чудесной волшебной стране. Но первая встреча его разочаровала — художник попал на Волгу в межсезонье, и река, по его воспоминаниям, была "мертвой". Однако именно на Волге, в городке Плесе Левитан и создал один из своих самых изумительных циклов картин.

Ученик таких мастеров, как Саврасов, Перов, Поленов, Левитан сумел найти свой особенный, неповторимый стиль, который позволил ему ярко выделиться среди своих учителей, а в чем-то и превзойти их.

Одна из известнейших его работ "Над вечным покоем" — про которую художник говорил, что это, в сущности, он сам — со всем его внутренним содержанием. Картина проста по сюжетной композиции — скромная деревянная церквушка над огромной рекой. Эта картина производит такое же впечатление, как и реальное ненастье. И вот это-то умение не только самому тонко ощутить всю эмоциональную наполненность вида, но и передать ее зрителю так, чтобы тот задумался и проникся ощущением от пейзажа и делает работы Левитана не устаревающими и не выходящими из моды.

Левитану не было нужды шокировать, придумывать, ослеплять, поражать. Он умел "зацепить" зрителя по другому — мягко, но крепко. И многие современные художники, которые ищут нового способа поразить зрителя, чтобы он хотя бы ненадолго замер перед картиной, многое бы отдали, чтобы иметь такую же способность.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Темы школа
Обсудить