Уже мало кто помнит о том, что свыше трехсот лет назад 30 августа произошло одно событие, сильно повлиявшее на историю и культуру нашей страны. Именно в этот день царь Петр I объявил войну Швеции, и Россия стала участницей одного из крупнейших европейских конфликтов, который впоследствии получил название "Северная война". Причем, как это ни странно, никому в нашей стране, даже самому Петру Алексеевичу, участие в этом "междусобойчике" не было, по большому счету, нужно.
Уже потом, стремясь хоть как-то оправдать и обосновать действия государя, придворные историки сочинили версию о необходимости выхода к Балтийскому морю и об "окне в Европу". Во многих монографиях и трактатах говорилось о том, что нашей стране были необходимы собственный торговый флот (ну и военный, конечно же, должен же кто-то купцов на море охранять, ведь пиратство в Балтийском море в те времена было весьма развито) и хорошо оснащенные порты, в которых бы он базировался. Отсутствие такового подрывало экономику страны, поскольку для торговли со странами Европы приходилось пользоваться услугами посредников (тех же самых шведов), которые покупали задешево, а продавали втридорога. И тем самым лишали русских купцов своих законных доходов, а государство — изрядной части налоговых поступлений.
Читайте также: Гениальный архитектор Баженов был… козлом отпущения
Все это, конечно соответствовало действительности, но лишь отчасти. Да, несомненно, при отсутствии посредников торговать было бы проще и выгоднее. Однако, как показывают исследования, России в те времена торговать было… особо нечем. Наша страна, еще не совсем оправившаяся от Смутного времени и всех потрясений, связанных с церковным расколом, лишь подходила к тому, что бы наполнить товарами внутренний рынок. Промышленное производство только начинало развиваться, во многих областях еще вовсю господствовало натуральное хозяйство. Где уж тут говорить о широкомасштабной заморской торговле! Себя бы обеспечить всем необходимым…
Конечно, существовала еще и торговля со странами Востока. Вот здесь Россия, имея свободный морской "проход", ведущий в страны Европы, могла бы сама богатеть, оказывая посреднические услуги. Но здесь у нашей страны был сильный конкурент, с которым нельзя было не считаться. И назывался он — Османская Империя или Блистательная Порта.
Именно через державу турецких султанов в то время и шел основной поток восточных товаров, принося ее купцам и правителям огромные барыши. Для того, чтобы вытеснить такого сильного конкурента, нужно было отнять у него удобные морские пути, значительная часть которых пролегала по водам Черного моря. Что самое удивительное, именно это Петр I и намеревался сделать.
Кто-кто, а уж Петр Алексеевич прекрасно понимал, что соваться воевать против государства, имеющего самую сильную армию в Европе, мощный военный флот и не раздираемое никакими внутренними конфликтами — глупо и самоубийственно. Кроме того, практических выгод от завоевания Прибалтики и Финляндии в те годы было весьма немного.
Земли эти были весьма бедны, суровый климат делал их малонаселенными, а отсутствие путей сообщения — труднодоступными. Даже завоевав их, построить там порты европейского уровня вряд ли получилось бы быстро. Также эти края не отличались плодородными землями и залежами полезных ископаемых, которые могли бы привлечь туда людей для быстрого освоения края.
Иное дело — богатое и густонаселенное Черноморское побережье! Неудивительно, что царь и все его ближайшее окружение стремилось захватить этот благодатный край. Собственно говоря, Петр Алексеевич не собирался откладывать это дело в долгий ящик. Однако после двух походов в Приазовье стало ясно, что без союзников Порту не сокрушить. Поэтому-то Петр I и снарядил знаменитое посольство в Европу — заключать союз против турок. Но в итоге сам оказался втянут в антишведскую коалицию.
Случилось это так. Очень быстро выяснилось, что с османами в Европе в то время воевать никто не хотел. Петр I, утратив значительную часть своей самоуверенности, метался от государя к государю надеясь заключить хотя бы формальный союз против Порты. Этими настроениями молодого царя воспользовался хитрый и опытный курфюрст Саксонский и король Польский Август II. Он предложил свою помощь в будущей войне с турками в обмен на помощь русских в уже фактически идущей войне с формальной союзницей османов Швецией. Петр, которому для поддержания своего престижа была необходима маленькая победоносная кампания, был готов воевать хоть с самим чертом, лишь бы поскорее. И вот, 30 августа 1700 года война Швеции была, наконец, объявлена.
Вряд ли Петр Алексеевич, начиная эту кампанию, ясно себе представлял, что втягивает Россию в самую долгую войну в ее истории (Северная война продлилась ровно двадцать один год). Получилось так из-за того, что наша страна вступила в нее абсолютно неподготовленной. Армия, которая бодро отправилась на штурм Шведской крепости Нарва, состояла из самых разномастных (в прямом смысле этого слова, единой формы для солдат и офицеров тогда еще не существовало) полков. Среди них были и недобитые стрелецкие полки, и подразделения "нового строя", и архаичная дворянская конница, и отряды башкир, калмыков и татар, вооруженных лишь луками и копьями.
Большинство офицеров были наемными иностранцами, зачастую не понимавшими русского языка. Солдаты были вооружены разнокалиберным стрелковым оружием, пользоваться которым умел один человек из взвода. Неудивительно, что подобное войско было наголову разгромлено под Нарвой шведами численностью в 3 раза меньше (русских было 36 тысяч, а шведов — 12 000).
Вскоре выяснилось, что проблемы были не только в отсутствии нормальной армии. Промышленность России оказалась совсем не готова к снабжению войска, а покупать снаряжение за границей не представлялось возможным. Система снабжения продовольствием и фуражом также буксовала из-за отсутствия хороших дорог, так что солдатам приходилось выживать за счет грабежа местного населения (которого, как мы помним, в Прибалтике было мало).
Любой на месте Петра поспешил бы в таких условиях заключить почетный мир со шведским королем. Но в том-то и дело, что Петр "любым" не являлся. И он, не прекращая войны, начал "с нуля" создавать то, в чем так остро нуждалась Россия. В результате случилось чудо, которого доселе не знала вся мировая история.
Действительно, как это еще можно назвать, если не чудом? Страна, вступившая в тяжелую и кровопролитную войну без современной армии и флота, к концу войны имела и то, и другое, причем самого высокого уровня. Дикий и малозаселенный край, на территории которого велись военные действия, за двадцать лет превратился в одну из самых густонаселенных провинций будущей Империи. Буквально из ниоткуда возникали поселки и города, самый известный из которых, Санкт-Петербург, уже в середине XVIII столетия был признан одним из самых красивых городов в мире! И все эти населенные пункты связывали между собой самые лучшие в России дороги.
Но это еще не все. За время войны в нашей стране появились крупные металлургические заводы, текстильные мануфактуры, судостроительные верфи. Была основана сеть светских учебных заведений, появилась знаменитая Академия наук. В нашей стране стали выходить газеты (надо же было знакомить население с победами русского оружия), появились аптеки и больницы (раненых было катастрофически много) и увеселительные заведения вроде театров (зрелищами народ отвлекали от тягот, принесенных войной).
Так что, можно сказать, что именно в результате Северной войны и появилась Российская империя, наследницей которой является современная Российская Федерация. Если бы не она, то, скорее всего, процесс становления этого нового для русских государственного образования растянулся бы на века. Однако и цена за подобное "экстремальное государствостроительство" была заплачена немалая — одни военные потери составили около полумиллиона человек. А сколько умерло от голода и непосильных трудов — сосчитать просто невозможно.
Кроме того, именно Северная война заложила основной государственный сценарий молодой Империи — начинать любое дело, будучи абсолютно не готовым к нему, затем ценой неимоверных жертв, не считаясь ни с чем, успешно справляться со всеми трудностями, выходить из каждой передряги модернизированными, но совершенно опустошенными (морально и материально). Словом, как сказал поэт: "И вечный бой, покой нам только снится…". К сожалению, до сих пор именно этот сценарий чаще всего лежит в основе любого государственного мероприятия, не важно, военного или мирного.
Читайте также: Пакт, расколовший "гитлеровскую ось"
А что касается Северной войны, то она, продлившись свыше 20 нелегких для России лет, окончилась того же 30 августа 1721 года подписанием Ништадского мира. Большую часть захваченных земель пришлось вернуть Швеции (например, Финляндию), а за те земли, что отошли России, к тому же еще заплатили порядка 1,5 миллиона рублей золотом. Однако государь и его окружение не считали такие условия унизительными для себя. Ведь их усилиями и с помощью всего народа за эти двадцать лет была создана великая держава. А ради такого не грех и повоевать…